Парламенты зарубежных стран34 2001-19

Содержание1.Понятие "парламент".История образования.
2.Порядок формирования и структура парламента:
а) двухпалатная система;
б) однопалатная система;
в) руководящий орган парламента;
г) партийные фракции;
д) комиссии и комитеты;
е) другие органы парламента.
3.Компетенция парламента:
а) законодательная компетенция;
б) контроль над деятельностью правительства;
в) назначение референдума;
г) финансовые функции;
д) компетенция в области обороны и внешней политики;
е) квазисудебные полномочия.
4.Порядок работы парламента. Законодательная процедура.
а) сессии парламента;
б) процесс законотворчества;
в) избирательная инициатива;
г) рассмотрение законопроекта;
д) принятие законопроекта;
е) преодоление разногласий между палатами;
ж) утверждение и промульгирование законопроекта.
5.Правовой статус депутата:
а) императивный мандат;
б) свободный мандат;
в) депутатский иммунитет;
г) индемнитет парламентский.
ВведениеПарламент (англ. parliament от фр. parler - говорить) - родовое название высшего общенационального представительного органа главная функция которого заключается в осуществлении законодательной власти. Парламент как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии, Молдове, Казахстане и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки парламент называется конгрессом, в Российской Федерации - Федеральным Собранием - Парламентом Российской Федерации, в Литве и Латвии - сеймом и т.д.. Впервые парламент был образован в Англии в 13 в. как орган сословного представительства; реальное значение приобрел после буржуазной революций 17-18вв. Название парламент устанавливается в Европе в первой половине 19в. по французскому и английскому примеру. Между тем в дореволюционной Франции парламентом назывались не законодательные, а судебные органы округов. Существовавшие же до революции 1782г. во Франции сословные представительные органы назывались Генеральными Штатами. Но парламенты уже задолго до революции смотрели на себя не только как на судебные учреждения, но и как на органы, призванные контролировать законодательную деятельность королей с точки зрения соответствия королевских указов писаному праву или неписаным обычаям ("кутюмы"). В виду того, что французские короли пользовались парламентами для обнародования своих указов, парламенты считали себя в праве заносить их в книгу указов (т. н. livre des ordonnances royales) лишь после разбора публикуемого закона и критики его постановлений. Находя те или иные отступления от действующего права в предложенных для опубликования законах, парламенты делали королям представления об изменениях, соглашаясь на внесение их в книгу указов лишь после принятия этих изменений. Таким образом, парламенты вмешивались в законодательную деятельность королевской власти, присваивая себе функции законодательного контроля. В середине 18в. парламенты проводили ту точку зрения, что верховные суды Франции составляют в своей совокупности "единый парламент Франции", стоящий на страже основных законов государства и прав подданных. Поэтому естественно, что парламенты и самое их название вытеснили в народном сознании Генеральные Штаты, сословные представительные органы, которые крайне редко собирались и были неспособны фактически бороться с самодержавными притязаниями королей. После эпохи французской революции законодательные органы народного представительства в самой Франции получают именно название парламент, а не Генеральных Штатов.
Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент - это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнею палаты (при этом закон может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата (например, в Танзании по конституции 1977 г.), парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и Национального собрания. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в не некоторых странах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.
В настоящее время в большинстве стран действуют двухпалатные парламенты, и число палат, как правило, не превышает двух. Однако в некоторых странах Африки и Океании существуют особые палаты вождей, но они обладают только совещательными полномочиями по определенным вопросам (обычаи, культура и др.).
Палаты парламента имеют разные названия (нередко - палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Последнее название имеет исторический характер, в настоящее время в большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.
Парламент играет важную роль в формировании государственной политики, но для этого необходимы следующие условия:
1.Парламент должен быть способным эффективно функционировать, избегать внутренних конфликтов и чётко придерживаться своего регламента;
2.Парламент должен владеть всесторонней информацией о состоянии дел в государстве на том же уровне, что и исполнительная власть, которая имеет в своём распоряжении большую инфраструктуру.
3. Парламент должен иметь структуру, которая бы обеспечивала бы парламентёров аналитическими материалами по проблемам государственного строительства, политики, экономики, культуры, образования, медицины, новейших технологий и др.
Список литературы1.Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.1997г.
2.Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.1997.
3.Шаповал В.М. Констиьуційне право зарубіжних країн. К.1997р.
4.Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран. М.1999г.