Парламент в зарубежных странах45

СодержаниеПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ. 3
МЕСТО ПАРЛАМЕНТА И ПРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПАРЛАМЕНТА. 6
МЕСТО ПАРЛАМЕНТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВА. 9
ЛИТЕРАТУРА 11

ВведениеСовременный парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает и верховное распоряжение государственной казной, т.е. принятия государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Однако нельзя представлять себе парламент как арену, на которой равноправно сталкиваются все и всяческие существующие в данном обществе интересы.
Что касается места парламентов в государственном механизме и соответственно их функций, то теоретики разделения властей Дж.Локк и Ш.Монтескье ограничивали их роль осуществлением преимущественно законодательной функции, тогда как Ж.Ж.Руссо - последовательный приверженец неделимости народного суверенитета - обосновал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную. Нетрудно видеть, что эти идеи лежат в основе соответственно дуалистических и парламентских форм правления.
Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем народа (нации), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы крупных (значительных) слоев общества.
Во многих странах с парламентарной формой правления компетенция парламента неограниченна.
Пример - Британский парламент, о котором говорили, что он может все, кроме превращения женщины в мужчину и наоборот. Известные британские конституционалисты отмечали, что верховенство парламента предназначает:
1) верховенство законодательства (никто, кроме Парламента, не должен обладать правом издавать законы, а законы выше по своей юридической силе, чем любые другие нормативные акты, органов власти)
2) право утверждать государственный бюджет и устанавливать налоги.
3) коллективную ответственность Правительства перед Парламентом.
4) право утверждать судей.
5) отсутствие других подобных конкурирующих властей.
Совсем другое дело составляет Германия. У нее Бундестрат - орган, формально несчитающийся парламентским, но фактически играющий роль в верхней палаты, - состоит из представителей и правительств земель и представители эти обязаны действовать по указанию своих представительств (правительств) но это именно исключение.
И несколько иное дело обстоит в США, поправка Х к конституции США 1787г. устанавливает, что "полномочия, не делегированные Конституцией Соединенным Штатам и не возобновляемые его для осуществления Штатами, сохраняются соответственно за Штатами или за народом". Следовательно. Конгресс США может осуществлять только такие полномочия, которые конституция прямо отнесла к его ведению (разд. 8 ст.1) или которые она запретила осуществлять штатам (разд. 10 ст.1)
Список литературы1. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. М.МГУ.1996.

2. Конституционное право зарубежных стран. БЕК. М. 1995.

3. Парламенты зарубежных стран. М. 1968.