Специальные налоговые режимы в странах СНГ57

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Специальные налоговые режимы в РФ: сущность и виды 6
1.1. Понятие специального налогового режима в РФ 6
1.2. Система налогообложения малого предпринимательства 8
1.3. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 11
1.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции 15
1.5. Система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях 19
Глава 2. Специальные налоговые режимы в странах СНГ 22
2.1. Специальные налоговые режимы в Республике Беларусь 22
2.2. Специальные налоговые режимы в Республике Таджикистан 38
2.3. Специальные налоговые режимы в Республике Казахстан 41
Глава 3. Гармонизация и совершенствование налогообложения в странах СНГ 49
3.1. Координационной совет руководителей налоговых служб государств-участников Содружества Независимых Государств (КСРНС) как орган гармонизации налогового законодательства стран СНГ 49
3.2. Гармонизация специальных налоговых режимов Российской Федерации, республики Беларусь, республики Таджикистан 57
3.3. Совершенствование специальных налоговых режимов в РФ 60
Заключение 66
Литература 69
ВведениеНалоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы. Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной "кровеносной артерией" финансово-бюджетной системы являются налоги.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - справедливо подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
В настоящее время от эффективного функционирования налоговой системы в стране зависит эффективное функционирование экономики страны. Таким образом, изучение налогов является весьма актуальным и полезным делом в любой стране.
Реформирование экономики России невозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, одна из них, наиболее серьёзная - малое предпринимательство. Считается, что малые экономические структуры имеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержания рынка. Именно поэтому тема выбранной работы имеет огромную актуальность в экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятия рассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночной гибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественный вывод о позитивной роли института малого предпринимательства, который необходимо поддерживать и развивать. Особое значение для малого предпринимательства, безусловно, имеет налоговая политика государства, которая призвана способствовать увеличению производства товаров и услуг и формированию на этой основе централизованных фондов финансовых ресурсов, прежде всего государственного бюджета. В рыночной экономике налоговая политика должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для повышения уровня производства и его рентабельности.
Таким образом, актуальность изучения специальных налоговых режимов велика, так как, во первых, изучение налогов является актуальным для любой страны, а, во-вторых, налоговая политика государства должна стимулировать эффективные формы хозяйствования, создавать условия для повышения эффективности его производства и рентабельности.
Целью изучения данной работы является изучение специальных налоговых режимов в Российской Федерации и некоторых странах СНГ: Беларусь, Таджикистан и Казахстан.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить сущность и особенности специальных налоговых режимов в Российской Федерации;
2) определить особенности специальных налоговых режимов в Беларуси, Таджикистане и Казахстане;
3) рассмотреть возможности совершенствования и гармонизации специальных налоговых режимов в РФ, Беларуси, Таджикистане и Казахстане.
Таким образом, объектом изучения данной работы являются РФ, Беларусь, Таджикистан и Казахстан, а предметом изучения являются специальные налоговые режимы в РФ, Беларуси, Таджикистане и Казахстане.
Список литературы1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). -М.: "Проспект", 2002.
2. Налоговый кодекс Республики Беларусь
3. Налоговый кодекс Республики Казахстан
4. Налоговый кодекс Республики Таджикистан
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). -М: ИКФ "ЭКМОС", 2005.
6. Закон Волгоградской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" № 233-ОД от 18.12.1998г. -Электронная версия информационной правовой системы "КонсультантПлюс: Волгоград".
7. Закон Волгоградской области "Об упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Волгоградской области" № 63-ОД от 12.05.1996г. - Электронная версия информационной правовой системы "КонсультантПлюс: Волгоград".
8. Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" № 2118-1 от 27.12.1991г. (в редакции от 31.12.2002г.). -М.: ООО "ТК Велби", 2002.
9. Закон Российской Федерации "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" № 222-ФЗ от 29.12.1995г. (в редакции от 31.12.2001г.). -М.: "Проспект", 2001.
10. Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно - территориальном образовании"
11. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ от 21.11.1996г. (в редакции от 31.12.2002г.). -М.: "Статут", 2003.
12. Федеральный закон "О введении в действие Части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" № 118-ФЗ от 05.08.2000г. -"Парламентская газета", № 151-152, 2000.
13. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" № 104-ФЗ от 24.07.2002г. (в редакции от 31.12.2002г.) -Электронная версия информационной правовой системы "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".
14. Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" № 148-ФЗ от 31.07.1998г. -М.: Фонд "Правовая культура", 1999.
15. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 г. № 129-ФЗ.
16. Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от29.12.95г.№222-ФЗ.
17. Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ. "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
18. Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных экономических зонах" (далее "Закон")
19. Указ Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь"
20. Письмо Госналогслужбы РФ от 06.02.96 г. № НП-6-02/77. "О порядке применения Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
21. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. №94н.
22. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения" № БГ-3-22/606 от 28.10.2002г. (в редакции от 26.03.2003г.) -Электронная версия информационной правовой системы "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".
23. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об утверждении методических рекомендаций по применению Главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации" № БГ-3-22/706 от 10.12.2002г. (в редакции от 17.04.2003г.). -"Российская Бизнес-газета", № 3, 2003.
24. Приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" № ВГ-3-22/495 от 19.09.2002г. -"Экономика и жизнь", № 40, 2002.
25. Приказ Министерства финансов России "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности" № 18 от 22.02.1996г. -Электронная версия информационной правовой системы "КонсультантПлюс: ВерсияПроф".
26. Приказ Минфина РФ от 22.02.96 г. № 18. "О форме Книги учета доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения учета и отчетности".
27. Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Минфина РФ от 21.12.98 г. №64 н.
28. Самоукин А.И, Шишов А.Л. Теория и практика бизнеса. - М.: Русская деловая литература, 2004. - 230 с.
29. Бобоев М.Р.,. Мамбеталиев Н.Т. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в государствах-членах Евразийского Экономического Сообщества - М.:Эксмо, 2004 - 48 с.
30. Белова А.Т. Малый бизнес: теория и практика хозяйствования. - М.: Дело, 2004. - 78 с.
31. Бойков О. В. О некоторых вопросах Части второй Налогового кодекса Российской Федерации. -М.: ОАО "Производственное объединение "Пресса-1", 2004. - 89 с.
32. Главная книга. Специальный выпуск: "Все об упрощенной системе налогообложения". -М.: ООО НПО "ВМИ", 2003.
33. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. /Пер. с англ. - М.:ЮНИТИ, 2004.
34. Малый бизнес: упрощенная система налогообложения в 2003 году. /Под ред. Пархачевой М.А. - Спб.: Питер, 2003.
35. Медведев А.Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. - М.:ИНФРА-М, 2004.
36. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. - М.: Финансы, 2004.
37. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М, 2003.