Управленческие структуры ЕС: опыт и проблемы функционирования

СодержаниеВведение 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР ЕС 6
1.1. История расширения ЕС в условиях глобализации 6
1.2. Концепция системы управления ЕС 10
1.3. Общие особенности современной управленческой структуры ЕС 17
1.4. Принципы деятельности и компетенции органов ЕС 20
1.5. Специфика процесса принятия решений в ЕС 28
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ УПРАВЛЕНИЯ ЕС 36
2.1. Взаимодействие органов политического управления в ЕС 36
2.2. Высший исполнительный орган ЕС Еврокомиссия в условиях глобализации мирового сообщества 46
2.3. Регулирование Советом ЕС общей внешней политики и политики безопасности 49
2.4. Комплекс функций Европарламента и деятельность Суда ЕС 55
2.5 Проблема недостатка демократии в управленческой структуре ЕС 59
Заключение 74
Список литературы 79


Введение
Актуальность темы диссертационного исследования. Управленческие структуры ЕС занимают важное место в системе международных политических и экономических отношений, их эффективное функционирование обеспечивает ЕС активную роль в мировой политике. В настоящее время есть тенденции к тому, чтобы Европейский союз стал противовесом мировому политическому, экономическому и военному господству США , а превращение ЕС в самостоятельного игрока на мировой арене - процесс постепенный, и решающую роль в нем играет именно налаживание системы управления ЕС.
Противоречия и трудности интеграционного процесса не мешают ЕС оставаться одним из значимых ориентиров для мирового сообщества в плане передового опыты построения институтов управления ЕС. Вместе с тем в процессе функционирования данной системы управления уже накопился как положительный, так и отрицательный опыт их функционирования, а системного исследования данного опыта в работах ученых пока не содержится.
Степень научной разработанности научных вопросов.
Сложность и противоречивость интеграционных процессов в Европе обусловили повышенное внимание к данной проблематике со стороны как отечественных, так и западных ученых. В отечественной научной литературе имеется немало значимых трудов, в которых исследованы самые различные стороны эволюции и деятельности Европейского союза как интегрированного институционального субъекта международных отношений, начат опыт описания управленческих структур ЕС, проблем их функционирования.
Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают исследования Барановского В.Г., Борко Ю.А., Кавешникова Н., Малышевой Д., Маркедонова С., Панькова В., Стрежневой М., Троицкого М., в которых обстоятельным образом представлены проблемы и значение интеграционных процессов в развитии Европейского союза , есть работы, в которых отражена роль ЕС как интеграционного субъекта, обладающего институциональными государствообразующими признаками, показано место Европейского союза в обеспечении безопасности европейского региона .
В российской литературе сохраняется мнение, что Европейский союз, несмотря на множество политических решений и вновь созданных институтов, до сих пор не продемонстрировал свою способность стать реальным полюсом силы в традиционном понимании Realpolitik . Однако нельзя не заметить тенденции к росту влияния Европейского союза в мировой политике и экономике, на что обращают внимание многие как российские, так и зарубежные авторы. Р. Рейд в своей книге "Соединенные Штаты Европы: новая сверхдержава и конец американского превосходства" отмечает, что лидеры и народы Европейского союза твердо намерены изменить мир, в котором доминируют американцы, и приводит убедительные аргументы в противовес популярной концепции "силы США и слабости Европы", выдвинутой в 2002 году американским аналитиком Р. Кейганом.
В работе присутствует анализ документов и материалов Европейского союза , новых источников, появившихся в Европейском союзе и России на рубеже веков, что позволяет делать обоснованные выводы насчет перспектив развития европейского объединения и функционирования управленческих структур ЕС .
Осмысление процессов координации взаимодействия управленческих структур ЕС потребовало опоры на работы основоположников ключевых теоретических направлений политологии: первостепенное значение для данного исследования имеют труды, касающиеся теории систем (Д. Истон, Т.Парсонс) , концепции многоуровнего управления (Э.Гуалини, М.Лодж, К.Вегрих), а также теории политических сетей (П. Кенис, Ф. Шнейдер, Т. Берцель, А.И. Соловьев) .
Были тщательно изучены также труды российских и зарубежных специалистов в области общей части теории европейской интеграции и европейского права: И.М. Бусыгиной, О.В. Буториной, Е.С. Громогласовой, И.И. Хохлова и многих других авторов.
Проблемами лоббирования в ЕС занимались Д. А. Леви, А. В. Бореев и др. .
Анализ трансформации национального государства в условиях современных вызов глобализации, является важной составляющей разрабатываемой в данном исследовании темы.
При этом все же недостаточно исследованными в литературе остаются вопросы, порожденные современным этапом развития Европейского союза, как то функционирование управленских структура ЕС, приоритеты политических интересов и характер деятельности управленческих структур ЕС, их общие особенности, принципы деятельности, специфика процесса принятия решений, а также проблемы и перспективы функционирования отдельных институтов управления ЕС (Еврокомиссии, Совета ЕС, Европарламента и др.). Все эти вопросы носят дискуссионный характер и не имеют однозначного решения.
Объектом исследования являются управленческие структуры ЕС.
Предметом исследования выступают опыт и проблемы функционирования управленческих структур ЕС.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является обобщение опыта и выявление проблем функционирования управленческих структур ЕС.
Исходя из сформулированной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. Исследование историко-теоретических основ деятельности управленческих структур ЕС, а именно истории расширения ЕС и становления его основных институтов, концепции системы управления ЕС, общих особенностей современной управленческой структуры ЕС, принципов деятельности и компетенции органов ЕС, специфики процесса принятия решений в ЕС.
2. Выявление проблем и перспектив функционирования отдельных институтов управления ЕС, как то: взаимодействий органов политического управления в ЕС, рассмотрение высшего исполнительного органа ЕС - Еврокомиссия в условиях глобализации мирового сообщества, регулирования Советом ЕС общей внешней политики и политики безопасности, комплекса функций Европарламента и деятельность Суда ЕС, проблемы недостатка демократии в управленческой структуре ЕС.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической основой исследования явились труды известных отечественных и зарубежных политологов, социологов, специалистов по международным отношениям, в которых сформулированы центральные проблемы современной политической теории, науки международных отношений, основные течения, составляющие часть ее содержания, а также новые задачи, возникающие перед ней в эпоху глобализации мирового развития.
Методологический инструментарий, использованный в работе над дипломом, наряду с общими положениями и принципами международно-политического анализа, включает в себя приемы политико-социологического и сравнительно-исторического исследования. Изучение различных научно-исторических источников, раскрывающих суть долгосрочных международно-политических тенденций, подробный анализ современных материалов по теме, а также отслеживание новейших событий по периодической литературе позволили выполнить работу, имеющую характер системного исследования рассматриваемого объекта.
Методы исследования. В дипломе были использованы общенаучные методы анализа и синтеза, системный и конкретно-исторический подходы, а также метод сравнительного анализа, экспертной оценки и т.п.
Структура работы. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Список литературыСписок литературы
Документы и официальные источники
1. Амстердамский договор // Документы Европейского союза. Т.V. - М., 1999.
2. Выступление Президента России В.В.Путина на Конференции по вопросам политики безопасности. Мюнхен, 10 февраля 2007 года // Международная жизнь. - № 4. - 2007.
3. Договор о Европейском союзе // Документы Европейского союза. Т.11. - М., 1994.
4. Договор, учреждающий Европейское сообщество и Договор о Европейском союзе (в редакции Ниццкого договора 2001 г.) // http://eclaw.ru/fileserver/infcenter/Treaty-EU-EC-Nice_rus.doc
5. Договор, учреждающий Конституцию для Европы // http://www.ruseu.org/view.php?id=4
6. Доклад группы высокого уровня по Общему европейскому экономическому пространству саммиту Россия - ЕС (11 ноября 2002 года) // http://www.eur.ru./neweur/summits/sum 65 rus.doc.
7. Доклад нового исследовательского центра - Европейского совета по международным отношениям (ECFR) // http: //news.mail.ru/politics/ 1478702/print/ 09.11.07
8. Единый Европейский акт // Договор о Европейском Союзе. Под ред. Борко Ю.А. (отв.ред.), Каргаловой М.В., Юмашева Ю.М. - М., 1994.
9. Информация Представительства Европейской комиссии в Москве // http : //www.delrus.cec.eu.int/ru/p 305 htm Доклад группы высокого уровня по Общему европейскому экономическому пространству саммиту Россия - ЕС (11 ноября 2002 года) // http ://www.eur.ru./neweur/summits/sum 65 rus.doc
10. Лиссабонский договор // http://eurocollege.ru/fileserver/infcenter/Treaty-EU_2008-en.pdf.
11. Маастрихтский договор // http://www.ruseu.org/article.php?id=20
12. Путин В.В. Выступление на встрече с представителями Европейского круглого стола промышленников и Круглого стола промышленников России и ЕС. 02.12.2003 // http://www.kremlin.ru/.
13. Современный мир и Россия. Аналитический материал, подготовленный рабочей группой при Научном совете при министре иностранных дел России в рамках работы над Обзором внешней политики Российской Федерации в октябре-декабре 2006 года // Международная жизнь. - № 1-2. - 2007.
14. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010) // http //www.delrus.cec.eu.int/ru/p 475.htm.
15. Хартия Европейского Союза об основных правах // http://www.ruseu.org/article.php?id=23
Специальная литература
1. Авдонин В. С. Российские исследования политики Европейского союза в контексте становления отечественной политической науки. - Рязань, 2006.
2. Бабынина Л. О. Гибкая интеграция в ЕС: теория и практика. - М., 2010.
3. Бордачев Т.В. В объятиях civillan power. Pro et Contra. Том 8. №1 // Европейский союз в российской политике. - М., 2003. - С.47.
4. Борев А.В. Регулирование копоративного лоббизма в Евросоюзе // Информационно-аналитическое издание "Советник Президента". - [режим доступа] http://www.lobbying.ru/Dokuments/2008.03.20%20regulationlobbyingeu.pdf.
5. Браницкий А. Г. Процесс объединения Европы: поиск универсальной парадигмы идентичности. - Нижний Новгород, 2006.
6. Бужинский Е. Россия-НАТО: мечты и реальность. Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - Выпуск 8(24). - 2007.
7. Бусыгина И.М. Традиционные понятия и новые реалии: суверенитет в Европейском Союзе // Суверенитет: трансформация понятий и практик / Под ред. М. Ильина и И. Кудряшовой. - М., 2008. - С. 129-155.
8. Буторина О.В. Антикризисная стратегия Европейского союза: ближние и дальние рубежи // Полития. - 2009. - № 3.
9. Верещагина Е.Л. Место регионов в политической системе современной Европы // Европа и становление нового миропорядка. - М., 2006.
10. Голуб К. Ю. Решение суда европейских сообществ как источник права ЕС. - Саратов, 2009.
11. Горлач Ю. Россия и НАТО - проблемы и перспективы взаимодействия в сфере безопасности // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. Выпуск 4(20). - 2006.
12. Государственная политика и управление. В 2-х ч. Ч. II: Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под. ред. Л. В. Сморгунова. - М.: РОССПЭН, 2007. - С.148.
13. Громогласова Е. С. Политическая система Европейского Союза: уровни принятия решений и транснациональные сети. - М., 2007.
14. Даль Р. О демократии. - М., 2000.
15. Данелия Г. Р. Особенности правового регулирования сотрудничества государств-членов ЕС в области общей внешней политики и политики безопасности. - Казань, 2006.
16. Дембский С. Политика Польши в отношении государств Восточной Европы - эволюция концепции // Политическая наука. - №2. - 2006. - С.40.
17. Дубровин Ю. И. Административно-государственное реформирование в странах Европейского союза. - М., 2009.
18. Европейский Союз: факты и комментарии. Выпуск 60: апрель-июнь 2010 г. Борко Ю.А. (отв.ред.). - М., июль 2010.
19. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтин. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2005.
20. Истон Д. Категории системного анализа политики // Антология мировой политической мысли. Т.2. - М.,1997.
21. Кавешников Н. Ю. Трансформация институциональной структуры Европейского Союза: 1992-2005 гг. - М., 2006.
22. Казаринова Д. Б. Европейская интеграция: Политико-институциональный и социокультурный аспекты. - М., 2006.
23. Каринцев О. И. Влияние партийной системы ЕС на процесс европейской интеграции. - М., 2007.
24. Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского Союза. Учебное пособие / Под.ред. д.ю.н., проф. Кашкина С.Ю. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - С.130-133.
25. Кошелев В. Н. Координация бюджетной политики стран-членов Европейского союза. - М., 2006.
26. Коэн Д. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. - М., 2003.
27. Крашенинникова В. Америка-Россия: холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. - М., 2007.
28. Кузнецова Е. Е. Европейский Союз как нормативная держава: принципы теоретического моделирования и политического проектирования. - Нижний Новгород, 2009.
29. Кухарская Н. Украина и Европейский союз // Мировая экономика и международные отношения. -№1. - 2005.
30. Леви Д.А. Группы интересов и особенности механизмов лоббирования в Европейском Союзе. Учебно-методическое пособие. СПб, 2008.
31. Маркедонов С. Армения и Турция: цена европеизации. Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - Выпуск 2(18). - 2005.
32. Об отношении России к программе "Восточное партнерство". Из брифинга официального представителя МИД России А.А. Нестеренко. 26 марта 2009 г.; Стенограмма выступления и ответов Министра иностранных дел России С.В. Лаврова на вопросы СМИ в ходе пресс-конференции по итогам совместного заседания коллегий МИД России и МИД Белоруссии. 25 ноября 2009 г.
33. Официальный сайт ЕС: http://ec.europa.eu
34. Павлов Н. Внешняя политика Берлинской республики: новый "германский пувть"? // Мировая экономика и международные отношения. - №2. - 2005.
35. Парсонс Т. Система современных обществ. Пер. с англ. Л.А. Седова и Д.А. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой - М., 1998.
36. Плиева А. О. Эволюция политического поля Европейского Союза. - СПб., 2009.
37. Посконин В.В., Посконина О.В. Делиберативная модель демократии как один из путей её совершенствования (концепция Ю.Хабермаса) // Трибуна. - 2010. - 16 апреля.
38. Северова М.C. Лоббизм в ЕС: история и перспективы // Актуальные вопросы истории: Материалы межвузовской научной конференции 21 апреля 2007 г. - Н.Новгород: НКИ, 2007. - 191 с. - с. 127-129.
39. Северова М.С. К вопросу о подготовке процесса принятия политических решений в России и ЕС // Национальное достояние России: история, политика, экономика, право / Под ред. П.Н. Панченко, А.В. Козлова. Часть 2. - Н.Новгород: Стимул-СТ., 2007. - 306 с. - с. 170-175.
40. Северова М.С. Роль мозговых центров в системе принятия решений в ЕС // Вестник Читинского государственного университета: Вестник ЧитГУ № 2 (47). - Чита: ЧитГУ, 2008. - 138 с. - с. 39-44.
41. Сергеев А. Е. Влияние процесса расширения Европейского Союза на формирование единой европейской социальной политики. - Нижний Новгород, 2009.
42. Слепак В. Ю. Правовые аспекты общей политики безопасности и обороны Европейского Союза. - М., 2010.
43. Соловьев А.И. Принятие государственных решений. - М., 2006.
44. Соловьев А.И. Трансъячеистые структуры как форма строения и источник саморазвития государства // Полис. - №6. - 2006.
45. Стрежнева М.В. Европеизация национального государства // Международные организации. Сборник статей. - М., 2004.
46. Стрелков А. Восточное партнерство: первые результаты // "Перспектива". Электронный ресурс: http://www.perspektivy.info/oykumena/politika/vostochnoje_partnerstvo_pervyje_rezultaty_2010-03-26.htm Дата публикации: 26.03.2010.
47. Тарасов И.Н. Конструирование новой "восточной политики" Европейского союза // Полития. - №2. 2008. - С.28-30.
48. Токарева Е. В. Координация взаимодействия органов политического управления в Европейском Союзе. - СПб., 2010.
49. Токарева Е.В. Координация взаимодействия органов политического управления в ЕС в условиях неравномерного распределения компетенции. // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. - 2010. - № 1. - С. 10.
50. Транснациональное политическое пространство: новые реальности международного развития. Глава 13. Система комитологии / Отв. ред. - М.В. Стрежнева. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. - 266 с.
51. Умерова И. А. Экономические связи между странами-членами ЕС как фактор регионального единства и развития. - М., 2009.
52. Хохлов И.И. Наднациональность в политике Европейского Союза. М.:"Международные отношения", 2007. - 154с .
53. Шеленкова Н.Б. Современные проблемы европейской интеграции: Дисс. на соиск. уч. ст. д-ра юр. наук по спец. 12.00.10. - М. 2006.