Программно-целевое управление развитием муниципальных образований _5794.

СодержаниеВведение 3
1 Муниципальные программы как основа развития регионов 6
1.1 Сущность и особенности программно-целевого управления 6
1.2 Правовые основы разработки и реализации целевых программ 15
1.3 Региональный опыт формирования целевых программ 21
2 Анализ применения программно- целевого подхода в решении социально- экономических проблем города Москвы 29
2.1 Анализ социально- экономического развития городского округа города Москвы 29
2.2 Анализ реализации муниципальных целевых программ в городе Москве 45
2.3 Анализ механизма и проблемы формирования целевых программ города Москвы 50
3 Разработка муниципальной целевой программы "Кадровая политика молодежи Москвы" 63
3.1 Мероприятия по оптимизации механизма формирования муниципальной целевой программы 63
3.2 Ожидаемый эффект от предложенных мероприятий 68
Заключение 74
Список использованных источников 78
Приложения 84

ВведениеАктуальность темы. Осуществляемая в нашей стране реформа местного самоуправления включает в себя механизмы, призванные обеспечить динамичное социально-экономическое развитие местных сообществ, реальное повышение качества жизни населения регионов, и такое развитие обусловлено факторами разной природы (экономическими, социальными, организационными и др.). Возможности использования потенциала этих факторов разделены по субъектам, представляющим органы власти и управления федерального, регионального и местного уровней, отсюда, и актуализация в потребности интеграции их деятельности.
Принципиальное значение приобретает, в том числе смещение акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами на "управление результатами".
В этих условиях закономерен рост роли программно-целевого управления, способного решать очень сложные комплексные проблемы и имеющего достаточно протяженную во времени зарубежную и отечественную практику применения.
В последние годы в ряде регионов страны предприняты попытки опробовать его инструментарий на муниципальном уровне. Однако, они направлены преимущественно на разработку программ, адресованных отдельным подсистемам городов. Другими словами, муниципальное образование как целостная система пока не стала объектом такого управления.
В большей степени такое положение объясняется отсутствием теоретических представлений, своевременно отражающих возможности программно-целевого управления, особенности его содержания и организации по отношению к городским и сельским муниципальным образованиям. Недоработан и методический аппарат, который применяется при разработке и реализации целевых программ местного развития.

К сожалению, нужно констатировать, что развитие программно-целевых методов территориального управления и планирования в России тормозится в связи с сохраняющейся неопределенностью и отсутствием четкого разделения прав и полномочий между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней, не отрегулированы и федеративные отношения, в том числе в области межбюджетных финансовых потоков. Все более очевидно то, что региональные и муниципальные программы должны опираться на финансирование из собственных бюджетов, активно привлекая внешние инвестиции, создавая комфортные условия, в том числе повышая инвестиционную активность как предприятий, так и населения региона [48].
Степень разработанности темы. Значительный вклад в формирование концептуальных построений, раскрывающих сущность и содержание программно-целевого управления, его методологическую основу внесли такие отечественные и зарубежные исследователи, как Джанджугазова Е.А., Рапопорт B.C., Мильнер Б.З., Родионова Л.В., Райзберг Б.А., Лобко А.Г., Голубков Е.П., Пекарский Л.С., Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Кремлев Н., Тутуков А., Гизатуллин Х.Н.,А. Ганбегян, И. Галушка, А. Гранберг, Ф. Каст, Ю. Катасонов, С. Качаунов, К. Костев, В. Лексин, и др.
Несмотря на большой интерес исследователей к названной проблематике, многие принципиальные вопросы только обозначены, но не решены, в том числе, связанные с выявлением особенностей и принципов организации программно-целевого управления развитием муниципальных образований, обобщением позитивного отечественного и зарубежного опыта такого управления, обоснованием направлений и методического обеспечения его совершенствования.
Цель работы состоит в развитии теоретических положений, разработке методического обеспечения и научно-практических мер, связанных с совершенствованием программно-целевого управления развитием муниципальных образований.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
- изучить понятие и сущность программно-целевого метода управления;
- классифицировать целевые программы;
- изучить региональный опыт целевых программ;
- проанализировать основные социально-экономические показатели развития Центрального района г.Москвы.
- оптимизировать механизм по составлению муниципальных целевых программ;
Объект исследования: муниципальные целевые программы и нормативно-правовая база.
Предмет исследования: экономико-организационные отношения, опосредствующие процессы разработки и реализации целевых программ, нормативно - правовые акты, муниципальные целевые программы города Москвы.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные работы отечественных и зарубежных ученых, разработки научно-исследовательских центров по проблемам программно-целевого управления. Методологической основой послужили статистические, математические, социологические методы исследования.


Список литературыСписок использованных источников

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М. : Проспект, 2003.
2. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004г. №314 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. Ст. 945.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (ч.2 ст. 1) : федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ (ред. от 08.11.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 40. Ст. 3822.
4. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: закон Российской Федерации от 23 июня 2005 г. (в ред. ФЗ от 09.07.1999, №115-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 30. Ст. 2871.
5. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" : федеральный закон от 04 июля 2003 г. №95-ФЗ (ред. 26.04.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 27 (ч. 2). Ст. 2709.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ [с изм. 07 июня 2000 г.] // Собрание законодательства РФ . - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
7. О реализации федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (вместе с "Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует российская федерация", "Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд", "Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд : постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2005 г. № 594 (ред. от 14.12.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 28. - Ст. 2669.
8. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов : постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 (ред. 23.12.2004г.) // Рос. газета. - 2004. - 24 дек.
9. О Федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2009 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. №732 (ред. 30.12.2009г.) // Рос. газета. - 2009. - 10 янв.
10. О проекте Федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2009 годы : распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. №292-р // Рос. газета. - 2002. - 17 марта.
11. О государственной региональной молодежной политике в Московской области : закон Московской области от 5 ноября 2001 г. №87-ЗС // Сборник законодательства Московской области . - 2001 . - № 67. - С. 79.
12. Об утверждении комплексной Программы "Сохранение и развитие системы образования в Московской области до 2009 года : постановление администрации Московской области от 13 декабря 2000 г. №936 // Сборник законодательства Московской области . - 2000 . - №56 (ч. 2). - С. 16.
13. О областной целевой программе "Дети Невы" на 2003-2009 годы : постановление администрации Московской области от 19.05.2003 г. №255 // Сборник законодательства Московской области. - 2003 . - № 85 . - С. 115.
14. О программе комплексного социально-экономического развития Центрального района на 2008-2012 годы: постановление администрации г. Москвы от 10 апреля 2010 г. №512 // Вечерний Москвы. - 2010. - 28 апр.
15. О внесении дополнения и изменений в решение городской Думы от 27 октября 2009 г. №441 "Об утверждении Положения о порядке разработки и реализации муниципальных целевых программ : решение от 15 июня 2010 г. №598 // Вечерний Москвы. - 2010. - 25 июня.
16. О Федеральной целевой программе Молодежь России (2001-2009 гг.) : постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. - №1015 (ред. от 26.09.2004г. с изм. от 21.10.2004г.) // Рос. газета. - 2004. - 25 окт.
17. О Концепции федеральной целевой программы "Дети России" на 2010 - 2010 годы : распоряжение Правительства РФ от 26 января 2010 г. - № 79-р // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 6. - Ст. 787.
18. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.) : распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2009 г. - 210-р.// Собрание законодательства РФ. - 2009. - №57 . - Ст. 3925.
19. О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004гг.) : распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. - №910-р (ред. от 06.06.2002г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 31 .- Ст. 3295.
20. Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования городского округа города Москвы Московской области на 2008-2017 годы, // Москвы. - 2010 год.
21. Анимицина, Е.Г. Основы местного самоуправления : учебник / Е.Г. Анимицина, А.Т. Тертышный. - М.: ИНФРА-М, 2000.- 365с.
22. Антикризисное управление в муниципальном образовании : учебно-методическое пособие.- М.:РИЦ Муниципальная власть, 2000. - 120 с.
23. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для ВУЗов / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999. - 346 с.
24. Воронин А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством : учебник / А.Г. Воронин, В.А. Лапин, А.Н. Широков.- М.: Дело, 2008, - 198 с.
25. Гизатуллин, Х.Н. Проблемы управления сложными социально-экономическими системами. учебник / Х.Н. Гизатуллин. - М.: Норма, 2009. - 205 с.
26. Гладышев, А.Г. Правовые основы местного самоуправления, : учебник / А.Г. Главдышев. -М.: Норма, 2004. - 165 с.
27. Государственное регулирование экономики : курс лекций // под общей редакцией Н.Б.Антоновой. - Мн. : 000 Мисанта, 2000. - 333 с.
28. Джанджугазова, Е.А. Экономические аспекты развития туристко-рекреационного регионального комплекса / Е.А. Джанджугазова. - Вестник Московского университета. Сер.6. - Экономика. 2009 -150 с.
29. Жуковский, С.В. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта) : учебно-методическое пособие / А.И. Жуковский. С.В. Васильев, Д.С. Штрейс - Оттава-Москва-Великий Новгород. - 2009, - 175 с.
30. Занадворнов, В.С. Экономика города : учебное пособие / В.С. Занадворнов, А.В. Занадворнова. - М.: Дело, 1999. - 211 с.
31. Рапопорт, B.C. Объективные предпосылки и основные положения целевого управления / В.С.Рапопорт, Л.В.Родионова. - М.: Мысль, 1976. - 60с.
32. Кутафин, О.Е. Муниципальное право РФ : учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - М.: Норма, 2003. - 365 с.
33. Кремлев, Н. Совершенствование системы управления социально-экономическим развитием муниципальных образований субъекта Российской Федерации / Н. Кремлев, А. Тутков // Муниципальная власть. - 2010. - №4.- с. 83 - 85.
34. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: Опыт, проблемы, рекомендации / И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В., Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко: под общ. Ред. Т.В. Псаревой. - Новосибирск, Сибирь, 2009. - 544 с.
35. Рохчин, В.Е. Муниципальное планирование : учебное пособие. / под ред. В.Е. Рохчина. - СПб.: СПбГИЭА,2008. - 278 с.
36. Морозова, Т.Г. Муниципальный менеджмент : учебное пособие для вузов / под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 225 с.
37. Михеева, Н.Н. Программно-целевое планирование в регионе : учебное пособие / Н.Н. Михеева. - Хабаровск: ХГАЭП, 2005. - 180 с.
38. Никитина, А.М. Муниципальное право : учебник / А.М.Никитина. - М.: Юнити-дана, закон и право. - 2000. - 211 с.
39. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход : учебник для ВУЗов / А.И. Радченко. - Ростов-на-Дону: [без изд.], 2007.- 490 с.
40. Осмоловский, В.Г. Основы управленческой деятельности : учебник / В.Г. Осмоловский, В.Н. Шудрий. - Мн. АУ,-2008. -149 с.
41. Райзберг, Б.А. Программно-целевое планирование и управление / Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко. - М.: Инфра-М, 2002. - 163с.
42. Райзберг, Б.А. Системный подход в перспективном планировании / Б.А. Райзберг, Е.П.Голубков, Л.С. Пекарский Л.С. - М.: Экономика, 2005. - 269с.
43. Черныш, Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка : учебное пособие / Е.А. Черныш, Т.А. Салтанова, Н.П. Молчанов, А.Д. Новикова. - М.: ПРИОР, 2009. - 215 с.
44. Широков, А.Н. Основы местного самоуправления в РФ (Введение в муниципальное управление) : учебник / А.Н. Широков. - М.: Муниципальная власть, 2000. - 200 с.
45. Ясюнас, В.А. Основы местного самоуправления : учебное пособие / В.А. Ясюнас. - М.: Ось - 89, 2008. - 156 с.