Методика лексической работы в начальной школе78

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Общие вопросы методики изучения лексики русского языка в начальной школе 5
1.1.Значение лексики в курсе русского языка начальной школы 5
1.2. Пути активизации познавательной деятельности учащихся при изучении лексики в начальной школе 15
Глава 2. Методика лексической работы в начальной школе 20
2.1.Активизация словаря младшего школьника 20
2.2.Этимологическая работа со словом младших школьников 25
2.3.Обогащение словаря младших школьников 33
2.4.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями 41
Заключение 51
Литература 53

ВведениеСловарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дает - основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в нашем случае в I-IV классах.
Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.
Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
Объектом исследования является процесс обогащения словарного запаса младших школьников.
Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики.
Цель работы данного исследования представляет собой попытку выявить эффективные способы работы со словом для пополнения лексикона младших школьников.
Задачи исследования:
- на основе анализа лингвистической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы;
- определить методическую обеспеченность для лексической работы в начальной школе;
- показать методическую систему при лексической работе с младшими школьниками.
Для решения поставленных задач использованы следующие научно - исследовательские методы:
а)лингвистические(описательный, функциональный)
б)методические(социально педагогический - наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы).
Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г.Рамзаева,М.Р.Львов).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Список литературы1. Архипова Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации.- М.,1998.
2. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2002-№:6.- С.76- 80
3. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа - 2003- № 4- С.47- 52.
4. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове).-М,1972-318с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.,1956.- 392с.
6. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2003. -№3. - С.57-59.
7. Лаврова Н.М.Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями./ Н.М.Лаврова.// Начальная школа плюс до и после .- 2005. - № 5. - С.35- 40.
8. Левушкина О.Н. Закрепление лексики./О.Н. Левушкина // Начальная школа.- 2001 - №5 - С.47- 52.
9. Лёвушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа // Преподаватель. - 1999. - № 2-3. - С. 45-52;
10. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы (Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). В 2-х ч. - Ч. 2 - М.: Вита, 2004. -200с.
11. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 1997.- 201с.
12. Лук А. Н. Память и кибернетика.- М., 1966.- 280с.
13. Оконь В. Основы проблемного обучения.: М., 1968 - 168с.
14. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка .- М.:Просвещение, 1979.- 144с.
15. Психология. Учебное пособие для пединститутов. / Под ред. А.Г. Ковалева., Степанова А. А., Шабалина С. Н..- М., 1966- 184с.
16. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах/ Под ред. Д.Н.Богоявленского, Н.А.Менчинской.- М., 1962. -213с.
17. Применение знаний в учебной практике школьников./ Под ред.Н.А. Менчинской- . М., 1961- с202с.
18. Русский язык в начальных классах : Теория и практика обучения./ М.С.Соловейчик, П.С.Жедек, Н.Н.Светловская.- М.: Просвещение, 1993.- 383с.
19. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики ,правописания и развития речи./Т.П. Сальникова.- Воронеж.: НПО "МОДЭК",1996.- 320с.
20. Стрекозин В.П.Актуальные проблемы начального обучения/ В.П.Стрекозин.- М.: Просвещение, 1976- 192с.
21. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2003.-152с.
22. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу / Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000- 201с..
23. Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. - М.: Просвещение, 1984.- 153с.
24. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 1972, 344с.