"Особенности овладения орфографией младшими школьниками с нарушениями речи"

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В ОВЛАДЕНИИ ОРФОГРАФИЕЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 5
1.1 Лингвистические основы овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками 5
1.2 Психологические и речевые предпосылки овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками 7
1.3 Особенности овладения орфографическими правилами младшими школьниками 10
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 17
2.1 Констатирующий этап эксперимента 17
2.2. Формирующий этап эксперимента 20
2.3. Контрольный этап эксперимента 38
2.4 Результаты исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 53

ВведениеДети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях у таких детей наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. Степень выраженности таких реакций зависит от условий, в которых находится ребенок. Если на его дефекте не фиксируют внимание, не подчеркивают неправильность его речи нетактичными замечаниями, стараются всемерно его понять и облегчить тяжелое положение в обществе, реактивных наслоений в личности ребенка наблюдается меньше. Обычно при правильном педагогическом подходе дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний. Вместе с развитием речи, как правило, исчезают и вторичные изменения психики.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что орфографическая грамотность учащихся, а в частности, младших школьников в нарушениями речи - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Одним из распространенных речевых нарушений у младших школьников с ОНР является дизорфография - стойкое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками.
Но, несмотря на возраст существующей проблемы орфографической грамотности, она до сих пор не решена и требует дальнейших разработок в системе логопедии по устранению дизорфографии у детей младшего школьного возраста.
Целью исследования является научное обоснование, разработка и проверка системы логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников.
Объектом исследования является овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками младшими школьниками.
Предмет исследования - система логопедической работы по коррекции дизорфографии у учащихся младших классов.
Гипотеза исследования - мы предположили, что у детей с нарушением недостаточно сформированы навыки усвоения орфографических правил. Специально организованное обучение, использование комплексных приемов и методик по коррекции дизорфографии повысит уровень готовности к письму и усвоению орфографических правил.
В соответствии с целью, предметом в исследовании были поставлены следующие задачи:
изучить научную литературу теоретического и практического содержания по проблеме дизорфографии у детей младшего школьного возраста;
проанализировать лингвистические основы овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками;
охарактеризовать психологические и речевые предпосылки овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками;
исследовать особенности овладения орфографией младшими школьниками с нарушением речи;
определить задачи и направления коррекционной работы по устранению дизорфографии.
В работе использовались учебные пособия по логопедии, логопсихологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
Список литературы
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 394с.
2. Алябьева И.П. Логопсихология, - М.: Аверсэв, 2008. - 203с.
3. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. - М.: Просвещение, 1987 г.
4. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2004. - 270с.
5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М.: ТЦ Сфера, 2007 - 260с.
6. Бондаренко А.А. Работа над дикцией в начальных классах // Начальная школа. - 1987. - N 1. - С.30-35
7. Железная Л.М.. Организация индивидуальной работы над ошибками// Начальная школа. 2005 г. № 4.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи М. Знание, 2004. - 216 с.
9. Ковалева О.В. Памятка работы над ошибками. // Начальная школа, 2005 г. № 1.
10. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб.: Питер, 2006. - 120с.
11. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с.
12. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи//Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПБ.: Образование, 1992. - 140с. - с. 124 - 131
13. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001. - 290с.
14. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи, - М.: Луч, 2001. - 210 с.
15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение. 2000. - 276с.
16. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с младшими школьниками: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. - Издательский центр "Академия", 2008. - 476с.
17. Шевель Е.А. Формирование орфографических навыков у младших школьников // В сборнике "Начальная школа", - М.: ИД Первое сентября, 2008. - 123с.
18. Шклярук В.А. Формирование орфографических навыков младших школьников // В сборнике "Начальная школа", - М.: ИД Первое сентября, 2008. - 123с.
19. Яценко О.В. Проблема дизорфографии школьников, - Мн.: Новое время, 2009. - 214с.