ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ В ОВЛАДЕНИИ ОРФОГРАФИЕЙ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 8
1.1 Лингвистические основы овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками 8
1.2 Психологические и речевые предпосылки овладения 18
орфографическими знаниями, умениями и навыками 18
1.3. Особенности овладения орфографическими правилами младшими школьниками 29
Выводы к 1 главе 45
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 46
2.1. Цель и задачи констатирующего эксперимента 46
2.2 Организация и методика констатирующего эксперимента 48
2.3 Анализ результатов констатирующего эксперимента 65
Выводы ко 2 главе 70
ГЛАВА 3. РАБОТА ЛОГОПЕДА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 71
3.1. Принципы и направления логопедической работы по преодолению дизорфографии у учащихся с ОНР 71
3.2. Формирующий эксперимент 78
3.3. Контрольный этап эксперимента 116
Выводы по главе 3 124
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 128

ВведениеСтруктура Выпускной Квалификационной Работы
Выпускная квалификационная работа на тему "Особенности овладения орфографией младшими школьниками с нарушениями речи" состоит из:
Введения, в котором рассказывается об актуальности темы, определяются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, рассматривается степень изученности проблемы, методы исследования.
Главы I, в которой раскрываются лингвистические основы овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками , психологические и речевые предпосылки овладения ими в младшем школьном возрасте, а также особенности формирования орфографических знаний, умений и навыков у младших школьников с ОНР.
Главы II, в которой раскрываются цель и задачи констатирующего эксперимента, организация и методика исследования, а также изложен практический материал, направленный на анализ орфографических знаний, умений и навыков школьников с ОНР.
Главы III, в которой представлена практическая реализация дипломной работы. Здесь изложены методики проведенного формирующего эксперимента, а также проанализированы результаты контрольного исследования.
В заключении излагаются выводы о проведенной работе и даются общие рекомендации по изученной тематике.
Списка литературы, который включает 96 использованных источников.




Актуальность исследования.
За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография). Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежит в основе усвоения учебных программ по различным общеобразовательным предметам. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Усвоение орфографических знаний, умений и навыков осуществляется на основе сформированное когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения (Б.Г. Ананьев [6], Д.Н. Богоявленский [12], А.Н. Гвоздев [21], С.Ф. Жуйков [31], М.Р. Львов [62], М.С. Рождественский [76] и др.).
В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформированность лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (Л.В. Занков [33], С.Ф. Иваненко [37], В.В. Тарасун [80], СБ. Яковлев [95] и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
В современной логопедической литературе дизорфография определяется как стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками (Р.И. Лалаева [49], Л.Г.Парамонова [69 ], И.В. Прищепова [71] и др.) Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития (И.К. Колповская [45], P.E. Левина [ 54 ], Т.В. Туманова [ 86 ], Т.Б. Филичева [85] и др.).
В связи с увеличением числа детей с нарушениями письменной речи и усложнением структуры речевого расстройства проблеме устранения дизорфографии у младших школьников отводится важное место в современной логопедии. Решение этой проблемы тесно связано с вопросами диагностики и коррекции как фонематического, так и лексико-грамматического строя речи у детей. Однако вопрос о механизмах, об особенностях речевых и неречевых нарушений при дизорфографии, о психолого-педагогических подходах к коррекции этого нарушения письменной речи изучен недостаточно. Лишь в исследованиях И.В. Прищеповой [71] представлен анализ дизорфографии на начальных этапах овладения орфографией. Вместе с тем основную категорию детей с дизорфографией составляют школьники 3 и 4 классов, у которых нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками проявляются в еще большей степени, чем у школьников 2 класса.
Анализ литературных данных, изучение младших школьников с дизорфографией и накопленный опыт их обучения убеждают в необходимости дальнейшего исследования механизмов, структуры речевого дефекта, состояния когнитивных и речевых предпосылок, психологических особенностей этих детей, совершенствования методики диагностики и коррекции дизорфографии.
Значимость своевременной коррекции дизорфографии для школьной адаптации детей и недостаточная разработанность этого вопроса и обусловливают актуальность темы исследования.
Целью исследования является научное обоснование, разработка и проверка системы логопедической работы по устранению дизорфографии у младших школьников.
Объектом исследования является овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками младшими школьниками.
Предмет исследования - система логопедической работы по коррекции дизорфографии у учащихся младших классов.
Гипотеза исследования - мы предположили, что у детей с нарушением недостаточно сформированы навыки усвоения орфографических правил. Специально организованное обучение, использование комплексных приемов и методик по коррекции дизорфографии повысит уровень готовности к письму и усвоению орфографических правил.
В соответствии с целью, предметом в исследовании были поставлены следующие задачи:
" изучить научную литературу теоретического и практического содержания по проблеме дизорфографии у детей младшего школьного возраста;
" проанализировать лингвистические основы овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками;
" охарактеризовать психологические и речевые предпосылки овладения орфографическими знаниями, умениями и навыками;
" исследовать особенности овладения орфографией младшими школьниками с нарушением речи;
" определить задачи и направления коррекционной работы по устранению дизорфографии.
В исследовании были использованы различные методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и научно- методической литературы по проблеме; констатирующий эксперимент, проведенный с целью изучения особенностей овладения орфографическими правилами у детей младшего дошкольного возраста с нарушением речи; формирующий эксперимент коррекционной работы для определения направлений и приемов предупреждения нарушений при письме; контрольный эксперимент, организованный для проверки эффективности разработанной методики, сравнительный количественный и качественный анализ полученных результатов.
В работе использовались учебные пособия по логопедии, логопсихологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Дипломная работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.


Список литературы1. Аванесов Р. И. Фонетика современного русского литературного языка - М.: Изд-во МГУ, 2008.
2. Аванесов Р. И., Сидоров В. Н. Очерк грамматики русского литературного языка- М.: Учпедгиз, 1945.
3. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1987.
5. Алябьева И.П. Логопсихология, - М.: Аверсэв, 2008.
6. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды, В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
7. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование, М.: Медгиз, 1983.
8. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось-89, 2009
9. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М., 2001.
10. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. - М.: Просвещение, 1997.
11. Богородицкий В.А. Общий курс русской грамматики. Из университетских чтений.- М.: КомКнига, 2005.
12. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии.- М.: Просвещение, 1966.
13. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.
14. Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьника: психолого-педагогические аспекты языкового образования - М., 2002.
15. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М.: Сфера, 2007
16. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 1988.
17. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956г.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: АСТ , 2008.
19. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи. - М.: Педагогика, 2000.
20. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственной деятельности.//Доклады на совещании по вопросам психологии.-М.,1984.
21. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2007.
22. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - М.: Акцидент, 1995.
23. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1998.
24. Граник Г. Г., , Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. - М.: Просвещение, 1994.
25. Гурьянов Е. В. Развитие навыков письма у школьников.- М.: Учпедгиз, 1940.
26. Давыдов В. В. Анализ структуры мыслительного акта // Доклады Академии педагогических наук РСФСР, 1960. № 2.
27. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М.: Владос, 2006.
28. Жедек П.С. Использование методов развития обучения на уроках русского языка в младших классах - Томск.: Пеленг, 2000.
29. Жедек П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах.- М.: Просвещение, 2001.
30. Железная Л.М.. Организация индивидуальной работы над ошибками// Начальная школа. 2005 № 4.
31. Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). - М. : Просвещение, 1965.
32. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. , Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи -М.: Знание, 2004.
33. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - 3-е изд., дополн. - М.: Дом педагогики, 1999.
34. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т - М., 1986.
35. Зимняя И. А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. -М.,1961.
36. Зиндер Л. Р., Маслов Ю. С. Л. В. Щерба - лингвист-теоретик и педагог. - Л.: Наука, 1982.
37. Иваненко С. Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи. М.: Просвещение, 1987.
38. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии -М.: Просвещение, 2003.
39. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В. Дисграфия и дизорфография. Изучение, Методика, Сказки СПб.: Каро, 2008.
40. Ильинская И. С. О богатстве русского языка. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
41. Каше Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения //Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р. Е Левиной. - М.: Просвещение,1965.
42. Карпенко Н.П., Подоль-ский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи // Вестник МГУ- 1980. № 3.
43. Климова С., Арямова О., Мали Л. Уроки развития речи в четвертом классе. Поурочное планирование и дидактические материалы - М., 2007.
44. Ковалева О.В. Памятка работы над ошибками. // Начальная школа, 2005 № 1.
45. Колповская И. К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс. - М.,1970.
46. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 2002.
47. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб.: Питер, 2006.
48. Кузьмина С. М. Теория русской орфографии - М., 1981.
49. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.
50. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - СПб.: Союз, 2001.
51. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. -М.: Владос, 1999.
52. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2003.
53. Левина Р. Е. Недостатки письма и чтения в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1990.
54. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. - М., 2005.
55. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997.
56. Логопедия: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой - М., 2004.
57. Логинова Е.А., Голубева Г.Г., Липакова В. И., Яковлев С. Б. Логопедия. Ч. II: Учебно-методическое пособие - СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007.
58. Лурия А.Р. Психологическое содержание письма. // Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. Кн. 5: Нарушения письменной речи: Дислексия, дисграфия. - М., 2003.
59. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
60. Лурия А.Р.Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд. Академии педагогических наук, 1950.
61. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. В 2 ч.. М.: Педагогика, 1970. т.1
62. Львов М. Р. Основы теории речи - М., 2002.
63. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов М.: Изд ГНОМ и Д, 2008.
64. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
65. Назарова Л. К. О роли речевых кинестезий в письме // Советская педагогика. 1952. №6. С 37-51.
66. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1979. №2. с.17.
67. Орфография без правил / П.С. Тоцкий. - М.: Просвещение, 1991.
68. Панов М. В. Фонетические, морфологические и синтаксические ошибки в русской речи учащихся национальных школ: Учеб. пособие. М.: НИИ нац. школ, 1989.
69. Парамонова Л. Г. Нарушение звукопроизношения у детей - М., 2005.
70. Педагогика и психология // "Школа 2100". Пути модернизации начального и среднего образования / под ред. А.А.Леонтьева. Вып. 6. М.: Баласс, 2002.
71. Прищепова И.В. К вопросу о дизорфографии у учеников младших классов общеобразовательной школы, имеющих нарушения речи//Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. - СПБ.: Образование, 1992.
72. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. - СПб, 2006
73. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 "Педагогика и методика нач. обучения".- М.: Просвещение, 1979.
74. Репкин В. В. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе - Харьков, 1992.
75. Ржехолько Ю. Я.. Работа логопеда с учащимися, страдающими дисграфией. // Нач. школа. 1974 - №4, 23-25.
76. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания - М.: Акад.пед.наук РСФСР, 1960.
77. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. М.: Владос, 1997.
78. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя// Начальная школа, 2003 № 1, с. 11-18
79. Соловейчик М. С. Работаем по учебнику К тайнам нашего языка: 2 кл. М., 2007.
80. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 2 класса М.:
Эйдос, 1996.
81. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. - М., 2009.
82. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969.
83. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика : учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. Г. Шатова. М.: Дрофа, 2008.
84. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
85. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи, - М.: Луч, 2001.
86. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: ГНОМ и Д 2000.
87. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 2000.
88. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. - М., 2003.
89. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М., 2000.
90. Чиркина Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляторного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. М., 1967.
91. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с младшими школьниками: Учеб. пособие для студентов высш. Пед. учеб. Заведений. -М.: Издательский центр "Академия", 2008.
92. Шевель Е.А. Формирование орфографических навыков у младших школьников // В сборнике "Начальная школа", - М.: ИД Первое сентября, 2008.
93. Шклярук В.А. Формирование орфографических навыков младших школьников // В сборнике "Начальная школа", - М.: ИД Первое сентября, 2008.
94. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. М.: КомКнига, 2007.
95. Яковлев С. Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб., 1993.
96. Яценко О.В. Проблема дизорфографии школьников, - Мн.: Новое время, 2009.