АНАЛИЗ И РОЛЬ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ИЗУЧЕНИИИ МЕСТОИМЕНИЙ В 6-ОМ КЛАССЕ

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ В 6-ОМ КЛАССЕ 6
2.АНАЛИЗ И РОЛЬ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ИЗУЧЕНИИИ МЕСТОИМЕНИЙ В 6-ОМ КЛАССЕ 17
3.ПРАКТИЧЕСИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ НА ОСНОВЕ ОПОРНО-ГРАФИЧЕСКИХ СХЕМ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 43

ВведениеВ современном мире происходят глобальные изменения, связанные с изменением способов коммуникации, отношения к окружающей среде. Как следствие, меняются требования к содержанию и форме образования, призванного подготовить человека реализовывать себя в изменяющемся мире. Система, в которой обучается современный человек, должна обладать чувствительностью к инновациям, предлагать учащимся системный подход к анализу ситуаций, адекватно и оперативно реагировать на все изменения, происходящие в мире. Школа должна учить мыслить.
Применение в преподавании русского языка схематичной, наглядной формы изложения учебной информации на современном этапе является особенно актуальным.
Это обосновано проблемой увеличения числа детей "крайнего" визуального типа. Это во многом связано с увлечением школьников всевозможными компьютерными играми, просмотром большого количества телепередач, и, как следствие - у многих детей слуховой канал восприятия и переработки информации развит слабо и компенсируется развитием зрительного канала. Число детей визуального типа резко возросло, поэтому методы обучения в школах должны меняться с речеслуховой подачи материала к комплексному с усилением на "наглядность".
Образно-графическая наглядность на уроках русского языка в 6-ом классе выполняет не только иллюстративные функции, а в большей степени способствует развитию естественных интеллектуальных процессов.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что опорно-графические схемы являются одним из действенных способов подачи материала в среднем звене школы. Опорно-графические схемы при изучении темы "местоимение" помогают шестиклассникам при решении главной задачи учения: организации учебной информации в таком виде, чтобы понятийный аппарат предмета и действий были представлены целостной системой, где каждый элемент и взаимосвязь нескольких элементов даны в развернутом виде.
Деятельность учащихся на занятиях организуется через процедуру структурирования информации посредством основных инструментов познания: умения анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщение и классификация, определение понятий и т.д. Опорная схема, конспект - это особые "ключевые" слова, фразы, которые связаны между собой графически.
В конце урока на доске и в тетрадях шестиклассников появляется запись опорной схемы, представляющая собой структурированный учебный материал. По схеме проводится первичное закрепление, осознание и осмысление учебного материала, применение знаний и умений в различных ситуациях. Совместно созданная схема помогает учащимся в подготовке домашнего задания, повторения учебного материала перед контролем.
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать особенности применения опорно-графических схем на уроках русского языка при изучении темы "местоимение" в 6-ом классе средней школы.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
- рассмотреть теоретический аспект сущности и роли изучения местоимения в 6-ом классе. Раскрыть проблематику изучения местоимений в школе;
- сравнить и проанализировать учебные пособия по русскому языку в 6-ом классе. Отметить основные упражнения по изучению темы "местоимение";
- на практическом примере рассмотреть конспекты уроков и выполнить их анализ.
Объектом курсовой работы является методика изучения темы "местоимение" в 6-ом классе. Предметом курсовой работы является анализ эффективности применения опорно-графических схем при изучении темы "местоимение".
В работе использовались учебные пособия по методике преподавания русского языка, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора. Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.


Список литературы1. Аверьянова Л.И. Русский язык, - М.: Овал, 2009. - 530с.
2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: 5-9 класс, - М.: Дрофа, 2008. - 319с.
3. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Кулибаба И.И. Русский язык. 6 класс, - М.: Просвещение. - 223с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 1995. - 681с.
5. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.Л. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М: Издательский Дом ОНИКС: Апьянс-В, 1999.-272 с.
6. Давыдов В. В., Запорожец А. В., Ломов Б. Ф. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1999. - 540с.
7. Дубровина И.В. Практическая психология образования, - М.: Высшая школа, 1991. - 210с.
8. Каменова С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах), - Москва: Лист Нью, 2002 - 96с.
9. Малыхина Е.В. Русский язык: учебник для 6 класса, - К.: Генеза, 2006. - 192с.
10. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.
11. Разумовская М.М. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательной учреждений, - М.: Дрофа, 2001.
12. Реформатский А. А. Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии.- М., 1979.- 320с.
13. Розенталь Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку / Д. Э. Розенталь. - М.: ООО "Издательский дом "ОНИКС 21 век": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2004. - 448 с.
14. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык, - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 898с.
15. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. - М.: Рус. яз., 1981-1984.-Т. 1-4.
16. Смирнова О.В. Теория русского языка, - М.: Олма-пресс, 2008. - 334с.