Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников6

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Понятие и сущность устной речи 5
1.2 Особенности развития речи младших школьников 9
1.3 Понятие и особенности акцентологических ошибок у младших школьников 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 15
2.1 Констатирующий этап исследования 15
2.2 Формирующий этап исследования 16
2.3 Контрольный этап исследования 28
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

ВведениеРечь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что в ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение).
Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через ее нарушение). В этом парадокс детской грамматики.
Одним из важных вопросов школьного обучения младших школьников является проблема акцентологических ошибок.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в школьной программе по изучению русского языка недостаточно времени отводится на изучение правильности постановки ударения в словах. Да и упражнений по этой теме, увы, мало. А при выполнении в ЕГЭ подобных заданий бывают сложные моменты. Значит, готовиться к их выполнению надо заранее, уже с начальной школы.
Целью курсовой работы является анализ особенностей акцентологических ошибок в устной речи младших школьников и пути их предупреждения и исправления.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность акцентологических ошибок в устной речи младших школьников.
2. Определить особенности акцентологических ошибок на практическом примере.
3. Разработать пути совершенствования акцентологических ошибок у детей младшего школьного возраста.
Объектом курсовой работы является устная речь младших школьников. Предметом курсовой работы являются особенности акцентологических ошибок в устной речи младших школьников.
В работе использовалась учебная и научная литература по русскому языку, теории и методике русского языка, развитию речи, психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Курсовая работа состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
Список литературы1. Аверьянова, Л.И. Русский язык / Л.И. Аверьянова, - М.: Овал, 2009. - 530с.
2. Алябьева, И.П. Методика преподавания русского языка в начальной школе / И.П. Алябьева, - М.: Аверсэв, 2008. - 203с.
3. Андреева, Н. Г. Формирование связной речи у младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 3.
4. Аржанухина, Е. К. Подготовка учащихся младших классов к изучению темы "Состав слова" // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 5.
5. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития школьника // Проблемы речевого развития школьников и дошкольников, - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - 640с.
6. Ахманова, О. С. Акцентология // Словарь лингвистических терминов. - Изд. 4-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - 576 с
7. Баранов, М.Т. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. Под редакцией Н.М. Шанского. М.:. Просвещение, 2003. - 320с.
8. Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И.В. Блыскина. - СПб.: Детство-пресс, 2009. - 246с.
9. Большакова, С.Е. Русский язык в начальных классах: Сборник упражнений / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 244с.
10. Борисова, В.А. Проблемы изучения русского языка / В.А, Борисова, - М.: РАО, 2006. - 392с.
11. Введенская, Л.А. и др. Риторика и культура речи: Учебное пособие. - Ростов, 2004. - 384с.
12. Воевода, Т.Н. Развитие речи младших школьников / Т.Н. Воевода. - Минск: Книжный дом, 2008. - 332с.
13. Волков, С. Задание со звездочкой // Литература № 18, - 2006. с.33
14. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений/Под ред. Л.С. Волковой. -5-изд.,перераб. и доп. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
15. Гвоздев, А.Н. Особенности изучения детской речи / А.Н. Гвоздев, - М.: Высшая школа, 2008. - 234с.
16. Гегелия, Н.А. Методика преподавания языка в младшей школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 239 с.
17. Гербова, Т.Н. Русский язык / Т.Н. Гербова, - М.: Просвещение, 2004. - 207с.
18. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности, - М.: "Дрофа", 2000. с. 173-182.
19. Гриценко, О.Н. Методика преподавания русского языка, - СПб.: Питер, 2006. - 428с.
20. Доценко, С.П. А теперь про ударение, - Ставропольский государственный педагогический институт, 2000. - 30с.
21. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа, 2001. № 11. - 70 с.
22. Каменова, С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах), - Москва: Лист Нью, 2002 - 96с.
23. Лурия, А. Р. Язык и сознание/ Под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2003 - 324 с.
24. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: учебник для студ. филол. и лингв. фак. высш. учебных заведений. - 6-е изд., стер. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. - 304 с.
25. Маслова, В.А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.
26. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические указания / О.Н. Первушина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2001. - 264с.
27. Поваляева, М.П. Справочник логопеда / М.П. Поваляева, - Ростов-на-Дону:Феникс, 2009. - 510c.
28. Пятница, Т.В. Русский язык в картинках / Т.В. Пятница, - Мн.:Аверсев, 2006. - 128с.
29. Розенталь, Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку / Д. Э. Розенталь. - М.: ООО "Издательский дом "ОНИКС 21 век": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2004. - 448 с.
30. Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык, - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 898с.
31. Слепович, Е.С. Исправление речи у детей / Е.С. Слепович, - Минск: Народная асвета, 2001. - 163с.
32. Смирнова, О.В. Теория русского языка, - М.: Олма-пресс, 2008. - 334с.
33. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение. 2005. - 276с.
34. Хализев, В.Е. Литература и слуховое восприятие речи, - М.: Теория литературы, 2002. - 340с.