Речевое общение в социальном взаимодействии4

СодержаниеВведение 3
1.Речь и самооценка 4
2. Речевое общение в социальном взаимодействии 9
3.Речъ и социализация 13
4.Речь как средство утверждения социального статуса 15
Заключение 19
Литература 23
ВведениеДва жизненных проявления человека - деятельность и поведение - различаются тем, что в деятельности поступки определяются сознательными целями и мотивами, а поведение нередко глубоко в подсознание. В соответствии с этим специалисты по теории речевой деятельности, психолингвисты, определяют речевую деятельность как мотивированное, определяемое целями сознательное речевое проявление, а речевое поведение - как лишенное осознанной мотивировки автоматизированное, стереотипное речевое проявление (в силу типичной прикрепленности такого проявления к типичной, часто повторяющейся ситуации общения).
Речевое поведение человека - сложное явление, оно связано с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности особенностями.
Анализ особенностей речевого общения в социальном взаимодействии связан с различением следующих уровней социальной коммуникации:
общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, профессиональных, статусных и т.д.). При этом определяющим фактором речевого поведения двух или нескольких человек является их групповая принадлежность или ролевая позиция (например, руководитель - подчиненный, консультант - клиент, преподаватель -студент и т.д.);
передача информации множеству лиц: прямая в случае публичной речи или опосредованная в случае средств массовой информации.
Целью данной работы является изучение особенностей речи в социально ориентированном общении.
Список литературы1. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. - М.: Просвещение,1981 - 287с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 378 с.
3. Баранов, М. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие/М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 1993. - 287с.
4. Бо Ф. Отношения между людьми. - 12-е изд. - Спб.: Питер, 2003. - 160 с.
5. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Просещение, 1982. - 486 с.
6. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с. - (Большая университетская библиотека).
7. Введенская, Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов/Л.А. Введенская. - Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2002. - 544с.
8. Воловикова М.Л. Понятие и структура межкультурной коммуникативной компетенции личности // Лемпертовские чтения, №8, 5.06.2006. Режим доступа: www.pglu.ru.
9. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопр. психологии, 1996, № 1.
10. Майерс Д. Социальная психология. - 7-е изд. - Спб.: Питер, 2005. - 794 с.
11. Николаева, В.В. Эстетика языка и речи/ В.В. Николаева- Л.: Наука, 1979. - 216с.
12. Радугин А.А., Радугина О.А. Социальная психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Библионика, 2006. - 496 с.
13. Русский язык и культура речи: Учебник/Под ред. В.И. Максимова. - М.: Гардарики, 2003. - 413с.
14. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения/ Н.И. Формановская. - М.: Высшая школа, 1989. - 159с.
15. Шапарь В.Б. Методы социальной психологии. Учебное пособие, серия "Учебники", - Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - 288 с.