ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: "Предупреждение и исправление акцентологических ошибок в устной речи младших школьников"

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТИ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие и сущность устной речи 6
1.2 Особенности развития речи младших школьников 20
1.3 Понятие и особенности акцентологических ошибок у младших школьников 27
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК В УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1 Констатирующий этап исследования 37
2.2 Формирующий этап исследования 38
2.3 Контрольный этап исследования 66
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80


ВведениеНепременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью речи. По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности наблюдаются у детей при постановке ударения.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития школьника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом.
Актуальность темы дипломной работы обуславливается тем, что в ряду проблем речевого развития детей выделены две основные: речетворчество и диалог как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности. Творчество в речевой деятельности проявляется на разных уровнях в разной степени. Человек не изобретает собственную звуковую систему и, как правило, не изобретает морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Он учится правильно произносить звуки и слова в соответствии с нормами родного языка, строить предложения в соответствии с правилами грамматики, оформлять высказывания в виде текстов определенной структуры (с началом, серединой, концовкой) и определенного типа (описание, повествование, рассуждение).
Но, осваивая эти языковые средства и формы речи, существующие в культуре, ребенок проявляет творчество, играет со звуками, рифмами, смыслами, экспериментирует и конструирует, создает свои оригинальные слова, словосочетания, грамматические конструкции, тексты, которых он никогда ни от кого не слышал. В такой форме ребенок познает языковые закономерности. Он приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Он приходит к норме через эксперимент (через нарушение речи). В этом парадокс детской грамматики.
Одним из важных вопросов школьного обучения младших школьников является проблема акцентологических ошибок.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в школьной программе по изучению русского языка недостаточно времени отводится на изучение правильности постановки ударения в словах. Да и упражнений по этой теме, увы, мало. А при выполнении в ЕГЭ подобных заданий бывают сложные моменты. Значит, готовиться к их выполнению надо заранее, уже с начальной школы.
Целью дипломной работы является анализ особенностей акцентологических ошибок в устной речи младших школьников и пути их предупреждения и исправления.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность акцентологических ошибок в устной речи младших школьников.
2. Определить особенности акцентологических ошибок на практическом примере.
3. Разработать пути совершенствования акцентологических ошибок у детей младшего школьного возраста.
Объектом работы является устная речь младших школьников. Предметом работы являются особенности акцентологических ошибок в устной речи младших школьников.
Гипотеза: целенаправленная формирующая работа по развитию связной речи младших школьников будет способствовать сокращению и предупреждению акцентологических ошибок.
В работе мы использовали следующие методы: анализ литературы, наблюдения, беседы, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Методологическую основу исследования составили:
" современные лингвистические представления - о языке как важнейшем средстве общения людей и познания окружающей действительности;
" положения общей, возрастной педагогики и психологии о неразрывном единстве биологических и социальных факторов, о формировании способностей ребенка, в том числе языковых;
" теории речевой деятельности - учения о порождении и понимании речевой деятельности, проблем соотношения языка и сознания, речи и мышления, компенсаторной направленности обучения и воспитания.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться в практической работе учителями и воспитателями в решении задач по формированию речи. Выполненный эксперимент имеет важнейшую практическую направленность.
В работе использовалась учебная и научная литература по русскому языку, теории и методике русского языка, развитию речи, психологии, материалы печатных СМИ, а также собственные разработки автора.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.

Список литературы1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение.- 5-е изд.- М-, 1972
2. Аверьянова, Л.И. Русский язык / Л.И. Аверьянова, - М.: Овал, 2009. - 530с.
3. Алябьева, И.П. Методика преподавания русского языка в начальной школе / И.П. Алябьева, - М.: Аверсэв, 2008. - 203с.
4. Андреева, Н. Г. Формирование связной речи у младших школьников с нарушением чтения и письма, обусловленным общим недоразвитием речи // Практ. психология и логопедия. - 2005. - № 3.
5. Аржанухина, Е. К. Подготовка учащихся младших классов к изучению темы "Состав слова" // Практ. психология и логопедия. - 2006. - № 5.
6. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития школьника // Проблемы речевого развития школьников и дошкольников, - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2008. - 640с.
7. Ахманова, О. С. Акцентология // Словарь лингвистических терминов. - Изд. 4-е, стереотипное. - М.: КомКнига, 2007. - 576 с
8. Баранов, М.Т. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. Под редакцией Н.М. Шанского. М.:. Просвещение, 2003. - 320с.
9. Блыскина, И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / И.В. Блыскина. - СПб.: Детство-пресс, 2009. - 246с.
10. Большакова, С.Е. Русский язык в начальных классах: Сборник упражнений / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 244с.
11. Борисова, В.А. Проблемы изучения русского языка / В.А, Борисова, - М.: РАО, 2006. - 392с.
12. Булаховский Л. А. Русский литературный язык первой половины XIX в.- М., 1994
13. Введенская, Л.А. и др. Риторика и культура речи: Учебное пособие. - Ростов, 2004. - 384с.
14. Введенская Л.А. и др. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону, 1995
15. Воевода, Т.Н. Развитие речи младших школьников / Т.Н. Воевода. - Минск: Книжный дом, 2008. - 332с.
16. Волков, С. Задание со звездочкой // Литература № 18, - 2006. с.33
17. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений/Под ред. Л.С. Волковой. -5-изд.,перераб. и доп. -М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.
18. Гвоздев, А.Н. Особенности изучения детской речи / А.Н. Гвоздев, - М.: Высшая школа, 2008. - 234с.
19. Гегелия, Н.А. Методика преподавания языка в младшей школе. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 239 с.
20. Гербова, Т.Н. Русский язык / Т.Н. Гербова, - М.: Просвещение, 2004. - 207с.
21. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 1998
22. Горшков, А.И. Русская словесность: От слова к словесности, - М.: "Дрофа", 2000. с. 173-182.
23. Гриценко, О.Н. Методика преподавания русского языка, - СПб.: Питер, 2006. - 428с.
24. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2001. - 320 с
25. Доценко, С.П. А теперь про ударение, - Ставропольский государственный педагогический институт, 2000. - 30с.
26. Жовницкая, О.Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников // Начальная школа, 2001. № 11. - 70 с.
27. Каменова, С.К. Грамматика русского языка (в таблицах и схемах), - Москва: Лист Нью, 2002 - 96с.
28. Колесов В. В. Развитие словесного ударения в современном русском произношении.- В кн.: Развитие русского языка после Великой Октябрьской социалистической революции. Л., 1997
29. Красиков Ю.В. Теория речевых ошибок. - М.: Наука, 1980
30. Культура русской речи / Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. - М.: НОРМА-ИНФРА, 1998
31. Лурия, А. Р. Язык и сознание/ Под редакцией Е. Д. Хомской. - М: Изд-во Моск. ун-та, 2003 - 324 с.
32. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. - М.: Высшая школа: Academia, 1999, с.215
33. Маслов, Ю. С. Введение в языкознание: учебник для студ. филол. и лингв. фак. высш. учебных заведений. - 6-е изд., стер. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. - 304 с.
34. Маслова, В.А. Лингвокультурология. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 208 с.
35. О некоторых причинах акцентологического варьирования терминов/ Г.А.Иванова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.): Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р.Галиуллина.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.- C.61-62
36. Панов М. В. О стилях произношения.- В сб.: Развитие современного русского языка. М., 1993
37. Первушина, О. Н. Общая психология: Методические указания / О.Н. Первушина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2001. - 264с.
38. Поваляева, М.П. Справочник логопеда / М.П. Поваляева, - Ростов-на-Дону:Феникс, 2009. - 510c.
39. Пятница, Т.В. Русский язык в картинках / Т.В. Пятница, - Мн.:Аверсев, 2006. - 128с.
40. Розенталь, Д. Э. Сборник упражнений по русскому языку / Д. Э. Розенталь. - М.: ООО "Издательский дом "ОНИКС 21 век": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2004. - 448 с.
41. Розенталь, Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык, - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 898с.
42. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. - М.: высшая школа, С-Пб: Издательство РГПЧ им. А.И. Герцена, 2003, - 508 с
43. Русское литературное произношение и ударение: Словарь-справочник. /Под ред. Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова.- М., 1990
44. Скворцов Л.И. Экономия слова, или Поговорим о культуре русской речи. - М., 1996
45. Слепович, Е.С. Исправление речи у детей / Е.С. Слепович, - Минск: Народная асвета, 2001. - 163с.
46. Словарь ударений для работников радио и телевидения. /Сост. Ф.Л Агеенко и М. В. Зарва; под ред. Д. Э. Розенталя.- 4-е изд.- М,, 2001
47. Словарь ударений русского языка: 82500 словарных единиц / Под ред. М.А. Штудипера. - М.: Рольф, 2000г. - 816с
48. Смирнова, О.В. Теория русского языка, - М.: Олма-пресс, 2008. - 334с.
1. Суперанская А. В. Ударение в заимствованных словах в современном русском языке.-М., 1968.
49. Суперанская А. В. Ударение в собственных именах в современном русском языке.- М., 1966
50. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ / М.Ф. Фомичева. - М.: Просвещение. 2005. - 276с.
51. Хализев, В.Е. Литература и слуховое восприятие речи, - М.: Теория литературы, 2002. - 340с.
52. Щерба Л. В. О нормах образцового русского произношения.- В кн.: Избранные работы по русскому языку. М., 1997
53. Янушко Е.А. Сильные слова - М., 2007 - 15с