ОСОБЕННОСТИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - КАК СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА46

СодержаниеВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
1.1. Специальный налоговый режим как разновидность налогового режима.
1.2. Сравнительно-правовой анализ общего и специального налогового режима
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - КАК СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА
2.1. Сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима
2.2. Порядок и условия начала применения УСН. Ограничения по применению УСН
2.3. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
2.4. Объекты налогообложения
2.5. Налоговая база. Налоговый период, налоговые ставки. Порядок исчисления налога
2.6. Порядок и сроки уплаты налога. Налоговая декларация
2.7. Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВведениеПунктом 7 статьи 12 НК РФ предусмотрено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 НК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, устанавливаются специальные налоговые режимы. Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов законодателем определяются обязательные элементы налогообложения, а также налоговые льготы. Установление специальных налоговых режимов для отдельных категорий хозяйствующих субъектов либо субъектов отдельных сегментов национальной экономики, как правило, продиктовано стимулированием и улучшением регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (например, субъектов малого предпринимательства).
На основании пункта 2 статьи 18 НК к специальным налоговым режимам относится и упрощенная система налогообложения, которая регулируется в соответствии с главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", введенной в действие с 01.01.2003 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". Упрощенная система налогообложения применяется наряду с общей системой налогообложения, но при определенных условиях. Круг условий, на основании которых в настоящее время применяется упрощенная система налогообложения, определен главой 26.2 НК РФ. В настоящее время упрощенная система налогообложения, учета и отчетности представляет следующую структуру: организация или предприниматель без образования юридического лица платят единый налог вместо всех тех, которые установлены для остальных предприятий и индивидуальных предпринимателей. При этом упрощенная система налогообложения не освобождает налогоплательщиков от уплаты таможенных платежей, государственной пошлины, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионные сборы, также субъекты хозяйственной деятельности, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят отчисления во внебюджетные фонды, ведут бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов без применения способа двойной записи и плана счетов; ведут кассовые операции и представляют статистическую отчетность в обычном порядке; представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, состоящую из расчета единого налога, выписки из книги доходов и расходов; книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу.
Этот перечень действий субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения, можно разделить на две части: одна относится к налогообложению, вторая - к учету и отчетности. Однако, несмотря на некоторые пробелы и проблемы налогового законодательства, можно сказать, что по сравнению с ранее действовавшей налоговой системой в части налогообложения введение упрощенной системы налогообложения в виде единого налога является значительным продвижением, так как резко сокращаются трудовые затраты на расчет налогов, снижается вероятность технической ошибки, упрощается расчет налогов. Оставление таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды вполне оправданно. Государство тем самым сохраняет за собой право регулировать отношения, возникающие в смежных с малым бизнесом областях, не нанося ему значительного ущерба. Предприятию не требуется платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество и еще несколько налогов - все эти платежи соединены в единый налог, а предприниматели не платят налог на доходы физических лиц и некоторые другие налоги.
Недостаток законодательства по применению упрощенной системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей заключается в том числе и в правоприменительной практике налоговых органов, которые не руководствуются непосредственно главой 26.2 НК РФ, а руководствуются ведомственными нормативными актами..
Целью данной дипломной работы является - анализ действующего законодательства в сфере правового финансово - правового регулирования установления и уплаты налога на доходы физических лиц. Для успешной реализации целей данного научного исследования необходимо решить следующие теоретические задачи:
1. Рассмотреть и проанализировать специальный налоговый режим как разновидность налогового режима.
2. Провести сравнительно-правовой анализ общего и специального налогового режима и выявить сущность упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима
4. Исследовать порядок и условия начала применения УСН.
5. Установить порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
6. Проанализировать объекты налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговые ставки, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
7. Исследовать особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента
Объектом исследования является совокупность правоотношений, в сфере правового регулирования упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима.
Предметом исследования выступают процессы становления и развития законодательства в сфере правового регулирования упрощенной системы налогообложения как специального налогового режима.
В процессе решения поставленных научных задач использовались различные источники. Во-первых, это широкий круг научной и учебной литературы - к наиболее значимым можно отнести труды: Виговского Е.В., Гуева А.Н., Демина А.В., Пепеляева С.Г. Парыгиной В.А., Панскова В.Г. и др.. Во-вторых, это материалы периодической печати, которые наиболее динамично реагируют на изменение правовой обстановки в стране. Использовались материалы таких журналов "Государство и право", "Налоги", "Хозяйство и право" и др. В-третьих, значительная часть материалов для исследования - это нормативно-правовые акты: Конституция РФ , Налоговый кодекс РФ , а так же материалы судебно-арбитражной практики.
Методологической основой исследования выступают такие методы как: анализ и синтез, исторический и логический, систематизации, классификации, сравнительно - правовой, системно - структурного анализа и другие. Комплексное использование указанных методов познания позволило получить наиболее полное представление об УСН.
Структура работы представлена двумя главами.
Список литературы1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31.07.98 № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 31,03.08.1998, ст.3824.
3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823,
4. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) "О бухгалтерском учете" (принят ГД ФС РФ 23.02.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // "Собрание законодательства РФ", 25.11.1996, N 48, ст. 5369,
5. Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (принят ГД ФС РФ 01.07.2002) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3021,
6. Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) // "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (1 ч.), ст. 3112,
7. Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3611,
8. Федеральный закон от 22.07.2008 N 155-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // "Собрание законодательства РФ", 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3611
9. Федеральный закон от 19.07.2009 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 26.06.2009) // "Собрание законодательства РФ", 20.07.2009, N 29, ст. 3641,
10. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (принят ГД ФС РФ 17.07.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 07.01.2011) // "Собрание законодательства РФ", 27.07.2009, N 30, ст. 3738,
11. Приказом Минфина России от 17 января 2006 г. N 7н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и Порядка ее заполнения"
12. Приказ ФНС РФ от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" // "Документы и комментарии", N 11, июнь, 2010,
13. письмо Минфина России от 23.01.2008 N 03-11-05/11
14. письмо ФНС России от 6 мая 2008 г. N 03-1-03/1925
15. письмо Минфина России от 24 октября 2007 г. N 03-07-11/516,
16. письмо Минфина России от 18.04.2007 N 03-11-05/73
17. письмо Минфина России от 1 апреля 2008 г. N 03-07-11/126

2. Материалы судебной практики
18. Определение ВАС РФ от 13.02.2009 N ВАС-535/09 по делу N А57-4863/07-9 В передаче дела по заявлению о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122, ст. 123, п. 1 ст. 126 НК РФ, доначисления налогов, пеней для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, правомерно удовлетворяя заявление, учел, что обществом предъявлен надлежащий документ, подтверждающий нахождение иностранной фирмы на территории иностранного государства, в соответствии с нормами международного права // СПС Консультант плюс
19. Постановление ФАС Уральского округа от 19.03.2007 N Ф09-1703/07-С3 по делу N А60-31848/06 Суд, установив, что обществом полностью исполнена обязанность по уплате единого налога, исчисленного в минимальном размере, законно и обоснованно сделал вывод об отсутствии у налогового органа оснований для вынесения оспариваемого решения. // СПС Консультант плюс
20. Постановление ФАС Московского округа от 21.02.2005 N КА-А40/400-05 Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. // СПС Консультант плюс
21. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2004 N А56-23367/03 Законодательством о налоге на добавленную стоимость не предусмотрена обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет сумму НДС, предъявленную ранее к вычету, в связи с тем, что со следующего налогового периода заявитель перестал быть плательщиком указанного налога. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2004 N А56-23367/03 Законодательством о налоге на добавленную стоимость не предусмотрена обязанность налогоплательщика восстанавливать к уплате в бюджет сумму НДС, предъявленную ранее к вычету, в связи с тем, что со следующего налогового периода заявитель перестал быть плательщиком указанного налога. // СПС Консультант плюс// СПС Консультант плюс
22. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.04.2004 N А79-5972/2003-СК1-5756 Налоговый кодекс РФ не содержит норм, обязывающих организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, восстановить суммы налога на добавленную стоимость, правомерно принятые к вычету в период, когда они являлись плательщиками указанного налога. // СПС Консультант плюс
23. Постановление Президиума ВАС РФ от 30.03.2004 N 15511/03 по делу N А76-7512/2003-37-375 Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на упрощенную систему налогообложения, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам, используемым после указанного перехода. // СПС Консультант плюс
24. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.2003 по делу N А21-1724/03-С1 Если налогоплательщик считает, что предусмотренное главой 26.2 НК РФ новое правовое регулирование упрощенной системы налогообложения ухудшает его положение, он вправе вернуться к общему режиму налогообложения, но не требовать у ИМНС выдачи патента на право применения упрощенной системы в порядке, предусмотренном Законом РФ от 29.12.95 N 222-ФЗ, который утратил силу с момента введения в действие указанной главы НК РФ. // СПС Консультант плюс
25. Постановление ФАС Центрального округа от 05.08.2004 N А36-98/10-04 Налоговое законодательство не предусматривает императивных норм, обязывающих вновь созданную организацию подавать заявление о расчете с бюджетом в специальном налоговом режиме вместе с документами о постановке на налоговый учет. // СПС Консультант плюс

3 . Научная и учебная литература
26. Абрамова Э.В. Освобождение налогоплательщиков от обязанности по уплате некоторых налогов при уплате единого налога при применении УСН // Налоги, 2006, N 48.
27. Авдеев В.В. Упрощенная система налогообложения // Налоги, 2009, NN 7, 8, 9.
28. Акилова Е.В. Налог на доходы физических лиц // Налоги. - 2009. - N 48. - С.12 - 18.
29. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко". - 2010. - С.270.
30. Алиев Б.Х., Абдулгалимов А.М. Теоретические основы налогообложения: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 450с.
31. Базарова А.С. Применение УСН освобождает от некоторых видов налогов // Налоги, 2007, N 27.
32. Беляева Н.А. Бухгалтерский учет и отчетность при УСН // Налоги, 2007, N 42.
33. Волков М.В. Сущность применения упрощенной системы налогообложения // Юридический мир, 2007, N 8.
34. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. - М.: РИОР, 2008. - 401с.
35. Зырянова А.С. Правовая охрана и защита прав и законных интересов налогоплательщиков // Реформы и право. - 2008. - N 1. - С.6-15.
36. Иванова Г.И. Налоговое право. Конспект лекций. - СПб.:Изд-воМихайлова В.А., 2008. - 306с.
39. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая. - М.: Норма, 2005. - 560 с.
40. Иванова Г.И. Налоговое право. - СПб.: Изд-воМихайлова, 2009. - 289с.
43. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации: Часть первая (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина. - М.: Юрист, 2009. - 648 с.
44. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 450с.
45. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 387с.
46. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2008. - 520с.
47. Налоги: Учебник для вузов / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 410с.
48. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для вузов / Под рук. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 390с.
49. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. В.С. Барда, Л.П. Павловой. - М.: Кнорус, 2009. - 290с.
50. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева. - М.: ЮНИТИ, 2007. -350с.
51. Налоговое право / Под ред. С.Г. Пепеляева. - М.: Юрист, 2009. - 590с
52. ОкуневаЛ. Налоги и налогообложение в России. - М.: Норма, 2009. - 398с.
53. Пепеляев С.Г. Налоги: реформа и практика. - М.:Норма, 2008. - 287 с.
54. Пепеляев С.Г. Законы о налогах. Элементы структуры. - М.: Аудиторская фирма "Контакт", 2007. - 207с.
55. Парыгина В.А. Российское налоговое право. Проблемы теории и практики. - М.: Юрист, 2009. - 336 с.
56. Пансков В.Г. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 780с.
57. Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. - М.: МЦФЭР, 2008. - 520с.
58. Пансков В.Г., Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. - М.: МЦФЭР, 2009. - 480с.
59. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 560с.
60. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. 4 е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2009. - 390с.
61. Сытова Е.В. Преимущества и недостатки перехода на УСН // Налоги. 2010. N 3. С. 9 - 12.