Форма изложения материала 11

СодержаниеВведение 3
1. Контакт оратора со слушателями 4
2. Особенности аудитории 7
3. Требования к облику оратора 10
4. Форма изложения материала 11
Заключение 15
Библиографический список 18

ВведениеДеятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические во-просы ораторского искусства, являющегося одним из средств человече-ского познания, разработаны мало. Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способ-ности познания: научная и художественная; есть две формы человече-ского мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произве-дение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического вос-приятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публич-ной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на чело-века. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональ-ную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуж-дать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна, воздействовать па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в го-лове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать жи-вую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушате-лей. Живое изображение действительности есть душа повинно оратор-ского искусства.
Список литературы1. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издатель-ство Московского университета, 1969. - 160с.
2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное по-собие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002. - 544с.
3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на лю-дей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
4. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992. - 446с.
5. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.