Культура устной и письменной речи учёного и преподавателя вуза

СодержаниеВведение 2
1.Особенности культуры устной и письменной 4
2. Культура устной и письменной речи учёного и 6
преподавателя вуза 6
Заключение 10
Список литературы 11

ВведениеРечевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Вопросам культуры речи посвящены исследования Р.И. Аванесова, Л.Г. Ан-тоновой, Т.Г. Бирюковой, Ф.И. Буслаева, В.В. Виноградова, С.И. Виноградова, Б.Н. Головина, К.С. Горбачевича, Л.К. Граудиной, Н.Д. Десяевой, Е.С. Истри-ной, В.А. Ицкович, В.В. Колесова, В.Г. Костомарова, М.Р. Львова, С.И. Ожего-ва, А.М. Пешковского, Л.И. Скворцова, Ф.П. Филина, Н.И. Формановской, Н.М. Шанского, Б.С. Шварцкопфа, Н.Ю. Шведовой, Е.Н. Ширяева, Л.В. Щербы и других исследователей.
Актуальность обусловливает изучение трех аспектов культуры речи: нормативного (обучение нормам устной и письменной речи; соверенствование таких качеств речи, как чистота и правильность, средствам выразительности устной речи; совершенствование такого качества речи, как выразительность), коммуникативного (обучение выбору и организации языковых средств в соответствии с выбранным жанром, стилем, типом речи; совершенствование таких качеств речи, как содержательность, точность, логичность, богатство и уместность речи) и этического (обучение речевому этикету; совершенствование такого качества речи, как уместность).
Нормативный аспект культуры речи рассматривается в работах таких ученых, как Р.И. Аванесов, В.В. Виноградов, Б.Н. Головин, К.С. Горбачевич, М.Р. Львов, М.Н. Кожина, А.М. Пешковский, Л.И. Скворцов, Ф. де Соссюр, Д.Н. Ушаков, Ф.П. Филин, Н.Ю. Шведова, А.А. Шахматов, Л.В. Щерба и других. Коммуникативный ас-пект культуры речи раскрывается в трудах Г.О. Винокура, К. Гаузенбласа, Б.Н.Головина, Л.К. Граудиной, С.И. Ожегова, Н.И. Порубова, Л.И. Скворцова, Е.Н. Ширяева и других. Этический компонент культуры речи представлен в ра-ботах А.А. Акишиной, В.Е. Гольдина, Н.Г. Грудцыной, С.И. Львовой, Н.И.Формановской, Е.Н. Ширяева, Р.О. Якобсона и других.

Список литературы1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. - 2010. - 4.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону. Издательство "Феникс". 2009.
3. Головин Б.Н.Основы культуры речи. Серия "Лингвистическое наследие XX в.". Изд.3 2009. 320 с
4. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 2009.
5. Формановская Н. И. Культура общения и речевого поведения.
Издательство: ИКАР, 2010 г.

Похожие работы

  • Реферат
    Этический аспект устной и письменной речи

    Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а правила речи интересуют каждого из нас.

  • Реферат
    Этический аспект устной и письменной речи 2010-18

    Культура речи - сложное понятие. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи - это еще и целая отрасль языкознания, называемая иногда ортологией. Культура речи как наука о языке как раз и занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, а правила речи интересуют каждого из нас.

  • Контрольная работа
  • Курсовая работа
    Анализ конкурентоспособности ВУЗа

    Ситуация на отечественном рынке образовательных услуг становиться все более напряженной. Так, с одной стороны, на рынок выходит все больше и больше коммерческих вузов, которые, хотя пока и уступают по престижу государственным вузам, но благодаря своей мобильности постепенно увеличивают свою долю.

  • Контрольная работа
    Особенности устной, публичной и художественной речи-реферат.

    В любой другой сфере общения возможности выбора языковых средств ограничены нормами стиля. Разговорная же речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных черт говорящего; для нее характерна эмоциональная реакция. Большую роль здесь играют внеязыковые средства, такие, как мимика, жесты.

  • Курсовая работа
    Рассмотрение модели деятельности преподавателя-андрагога

    Актуальность. В начале XXI в. образование понимается как общечеловеческая ценность, тогда как одним из наиболее ценных качеств личности признается образованность, идеалом которой в современном мире становится человек, противостоящий разрушающим личность тенденциям техногенной цивилизации (Е.

  • Дипломная работа
    ИНТЕГРАЦИЯ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИНГВИСТОВ

    Актуальность темы. Ликвидация системы обязательного распределения молодых специалистов привела к изменению всей системы взаимоотношений между студентами, учебными заведениями, предприятиями и государством. Государство, которое раньше занималось трудоустройством выпускников, сейчас не в состоянии полностью взять на себя исполнение этой функции.

  • Дипломная работа
    Повышение эффективности оценки стоимости интеллектуального капитала кафедры ВУЗа

    Современная экономика предъявляет новые требования к инструмента-рию оценки интеллектуального капитала. Традиционные методы экономиче-ской оценки интеллектуального капитала вступают в противоречие с совре-менной практикой. В частности, многие элементы интеллектуального капита-ла в принципе не поддаются учету с помощью традиционных методов бухгал-терского учета, которые основаны на принципе аддитивности всех величин.

  • Дипломная работа
    Изменения взаимоотношений преподавателя и студента при введении новой системы образования

    Вся совокупность реформирующих процессов в современном россий-ском образовании так или иначе связывается с так называемым Болонским процессом. Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского простран-ства высшего образования.

  • Реферат
    Педагогическое мастерство преподавателя среднего специального учебного заведения

    Интенсивные изменения в социокультурной и экономической жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, потребовали качественного преобразования характера и содержания труда: - расширения профессионального поля деятельности; - углубления мобильности человека в различных профессиональных сферах; - появления потребности в овладении появившимися на рынке труда новыми профессиями.

  • Контрольная работа
    Применение теории поэтапного формирования умственных действий в учебном процессе вуза

    Как формируется в процессе обучения умственное действие? Вот вопрос, который был поставлен видным советским психологом П. Я. Гальпериным и исследован под его руководством группой аспирантов и научных сотрудников. Результатом многолетних академических и практических исследований явилась теория поэтапного формирования умственных действий, основное содержание которой составляет анализ процесса и условий перехода внешних, материализованных действий во внутренний, интеллектуальный план.

  • Дипломная работа
    Социально-психологический тренинг как условие развития коммуникативной компетентности студентов вуза-курсовая.

    В настоящее время наблюдается бурный рост количества учебных заведений, выпускающих специалистов, работающих с людьми (психологов, педагогов, социальных работников и т.д.). Поэтому актуальными являются вопросы их интеграции в реальную практику. Для практикующего специалиста особенно важны вопросы компетенции: уровень практического освоения навыков работы, а также определение границ собственной компетенции.

  • Реферат
    Хозяйственно-культурный тип, материальную культура населения и духовная культура казаков.

    Довольно заметную группу населения Южного Урала с 18-м века составляли казаки. И.К. Кирилов доказал преимущество в условиях Южного Урала нерегулярной армии, состоящей из казаков. В 1736 г. получает организационное оформление Исетское казачье войско, в состав которого вошли казаки, жившие по Исетской пограничной линии.