Религия в философском знании26

Содержание
Введение…………………………………………………………………3

1. История философского осмысления религии……………….5
§ 1. Развитие философских знаний о религии в древности,
в Средние века, в эпоху Возрождения……………………..5
§ 2. Философская религия нового времени…………………….11

2. Религия в философском знании……………………………..18
§ 1. Понятие религии…………………………………………….18
§ 2. Отличие религии от философии……………………………20
§ 3. Современные философские учения о Боге………………..24

Заключение………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………39

Введение Философия представляет собой квинтэссенцию, живую душу духовной культуры человечества. Это обусловлено органическим сочетанием в ней научно-теоретического и духовно-практического освоения действительности. Философия занимает промежуточное положение между научно-теоретическим и духовно-практическим способами освоения действительности. С религией философию сближает эмоциональный, личностный и ценностный подходы, духовно-нравственное осмысление мира. Кроме того, философия подобно религии трансцендентна, направлена к вечному, непосредственно провозглашает общечеловеческие духовно-нравственные ценности и идеалы.
Актуальность исследования данной темы состоит в том, что в последнее время наблюдается тенденция кризиса религии, которая выражается прежде всего в так называемом "кризисе церковности" - падении количества прихожан и посещаемости церквей, забвении и невыполнении религиозных ритуалов и обрядов, сокращении количества священнослужителей. С другой стороны, является фактом, что все-таки подавляющая масса людей и в наши дни склонна к Религиозному мировосприятию, и даже в странах, где долгое время господствовал официально насаждаемый атеизм, традиционные религии выжили, а сейчас даже укрепляют свои позиции. Время от времени в разных местах земного шара появляются новые, нетрадиционные культы, а люди неверующие, атеисты составляют значительное меньшинство человечества.
Говоря о кризисе религии необходимо отметить, что он представляет собой "Кризис религиозности у современного западного человека", живущего в условиях определенного типа культуры. У кого-то этот кризис является результатом их осознанного, обоснованного (в том числе и рационально) выбора, а у кого-то связан с общей атмосферой их социальной среды и не носит явно артикулированный характер, проявляясь в основном в ослаблении "религиозного импульса" при детерминации их поведения, и выражается в равнодушии к сфере традиционной религиозности, что иногда сопровождается ростом интереса к паранормальным явлениям, уфологии и прочим новомодным увлечениям. Вплоть до того, что "вера в Бога" замещается на "веру в Науку", отношение к которой приобретает сакральный и иррациональный характер, хотя сама Наука и развивается на нерелигиозной основе.
Философия и религия имеют совершенно различные задачи и различные по существу формы духовной деятельности. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект - на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога.
Список литературы1. Дружинин В.И. Проблема совести в русской религиозной философии (второй половины 19-первой половины 20 веков). Тула. 2003.
2. Гегель Г. В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т.2. М. 1977.
3. Грицанов А.А. "Новейший философский словарь". М. 1992.
4. Кимилев Ю.А. Философия религии. М. 1998.
5. Лопатин Л. М. Положительные задачи философии. М. 1911. Ч.1.
6. Радугин А.А. Философия курс лекций. М. 1996.
7. Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям. М. 1911.
8. Яблоков И.Н. Религиоведение. М. 1998.
9. Новейший философский словарь: 3-е изд.; испр. 2003.
10. Советский энциклопедический словарь. М.: Издательство "Советская энциклопедия". 1981.