Роль церкви в жизни древнерусского общества45

Содержание
Введение 3
1. Крещение Руси и утверждение христианства в обществе 5
2. Влияние церкви на гражданский быт и просвещение древнерусского общества 9
Заключение 14
Список использованной литературы 16

ВведениеАктуальность работы. Важнейшей чертой государственности является особая идеология, объявляемая, как правило, официально поддерживаемой и охраняемой государством. В большинстве случаев такой идеологией становится та или иная форма религии. Однако, как правило, она не остается неизменной на протяжении всего периода существования государства: с течением времени, по тем или иным причинам она перестает его устраивать, в результате чего происходит смена государственной идеологии.
Подобное развитие событий характеризует и историю Древнерусского государства, где господствовавшее в момент его образования язычество в конце Х в. было сменено христианской (православной) религией. Естественно встает вопрос, почему и при каких обстоятельствах произошла эта смена.
Обращение в христианство - одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации.
Крещение Руси означало серьёзный и масштабный цивилизационный поворот в истории русского государства. Это уникальное событие, которое, несмотря на множество "пробелов" и спорных вопросов, не вызывает разногласий в обществе.
Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов, племенных княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры племенных княжеств, создавались новые, в которых и располагались князья - родственники, киевского правителя. В сфере же идеологической стали непригодные прежние языческие культы, носившие местный характер и могущие служить сепаратистским тенденциям.
Список литературы1. Аджи М. Зачем крестили Русь?: (новые истор. данные по истории крещения Руси) // Лит. Россия. - 2005. - 22 июля. - С. 13.
2. Деревянко А.П. История России: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2008. - 568 с.
3. История России: учебник / Под общей ред. П.С. Самыгина. - М.: Проспект, 2009. - 404 с.
4. Иванов В. Принятие христианства на Руси: факты, легенды, гипотезы, противоречия и загадки // Ист. журн.. - 2007. - № 1. - С. 14-29.
5. Ковалик О. Купель нашего крещения: к 1020-летию Крещения Руси // Журн. Моск. Патриархии. - 2008. - № 8. - С. 81-95.
6. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов по спец. "История". - М.: Высшая школа, 2007. - 536 с.
7. Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в.: Принятие христианства. - М.: Русская панорама, 2006. - 416 с.
8. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник. - М.: Проспект, 2009. - 720 с.
9. Степанищев А.Т. История России IX - XVII веков от российской государственности до Российской империи. - М.: КомКнига, 2007. - 582 с.
10. Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси. - М.: Алгоритм, 2007. - 335 с.
11. Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2007. - 372 с.