Влияние особенностей национальных традиций на формирование брачно-семейных отношений в аспекте социальной работы

СодержаниеВведение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы проблемы брачно-семейных отношений с позиции этноса........................................................................................................6
1.1. Брак и семья в истории общества..................................................................6
1.2. Взаимосвязь этнического характера и брачно-семейных отношений в теории социальной работы..................................................................................21
Глава 2. Практические аспекты брачно-семейных отношений в национальных традициях на современном этапе.......................................................................42
2.1. Особенности формирования брачно-семейных союзов на примере татарской и чувашской семьи.............................................................................42
2.2. Некоторые методики психодиагностики межличностных супружеских отношений.............................................................................................................50
2.3. Практика определения прочности брачно-семейных отношений в чувашской и татарской семьях............................................................................58
Заключение............................................................................................................69
Список литературы...............................................................................................72
Приложения...........................................................................................................76
ВведениеВведение

Проблема семьи, ее сущности и перспектив развития принадлежит к
числу вечных философских проблем.
С началом XXI века, по мере того, как возрастает беспокойство по поводу социальных издержек в плане несостоятельности института брака и семьи, именно эта проблема выходит на передний план. Побочным следствием утверждения системы индивидуально-рыночных отношений явилось разложение семьи. Среди самых больших издержек XX века в нравственно-этическом отношении утрата внимания и серьезного отношения к семье и со стороны государства, и со стороны личности стоит на первом месте. А между тем и для общества, и для индивида прочная семья залог стабильности, нравственного благополучия и здоровья.
Актуальность изучения проблемы жизнедеятельности человека в национальной семье диктуется не столько извечной историей непростых взаимоотношений мужчины и женщины и понимания ими своих социальных ролей с учетом детско-родительских отношений, сколько потребностью извлечения из них нравственно-этических уроков на современном этапе.
Осмысление новых общественно-экономических форм бытия человека в современном мире неизбежно должно было отразиться на понимании сущности и характера семьи в целом. С расширением масштабов общения людей всего мира, демократизацией системы международных отношений, преодолением барьеров, созданных в ходе исторического развития свободное волеизъявление, свободный выбор стиля жизни, места проживания, брачного партнера становится потребностью времени. Возникает соблазн включиться в современный мир путем замещения национальной культуры элементами общемировой цивилизации. Это ведет не только к потере "своего лица", но и размыванию глубинных корней национальной культуры и поверхностному, подражательному усвоению образцов массовой культуры.
Дополняя друг друга в плане развития культуры брачно-семейных отношений, народы могут преодолеть угрозу духовной деградации. Семья, как целостная система, развивается только тогда, когда включает в свой арсенал многовековой опыт человечества, обладающий огромным историческим культурным наследием, и национальное своеобразие духовно-нравственных идеалов.
Таким образом, в современных условиях возрастает значение усвоения молодежью национальной специфики, традиций в сфере развития культуры брачно-семейных отношений, т.к. они обеспечивают наиболее глубокое интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие личности и общества в целом.
Проблемы семьи должны рассматриваться не только с позиции аномалии (проблемная семья, развод, дети-сироты, дети-инвалиды и т.д.), но и с позиций нормы, в тесной связи с теми целями и идеалами, которыми руководствуются люди. Воспитание и формирование этого идеала с определенным конкретным, объективным содержанием имеет государственное значение, ибо семейная жизнь - это часть социальной практики, которая накладывает отпечаток на все сферы жизнедеятельности человека. Семья всегда будет нужна обществу, так как социальная необходимость в людях, в смене поколений, в социализации личности, в сохранении здоровья и удлинении продолжительности жизни каждого отдельного человека повышает значимость и социальную ценность семьи.
Место и роль семьи в жизненном сценарии каждого человека, во внутренней эмоциональной и духовной жизни чрезвычайно велико. Человек на рубеже веков стал обладателем огромного количества самых разнообразных знаний, но он радуется и страдает, создает семью или разрушает ее примерно так же и по тем же самым причинам, как и сотни лет тому назад.
Исходя из вышесказанного, формируется цель дипломной работы - выявить влияние особенностей национальных традиций на формирование брачно-семейных отношений в аспекте социальной работы на примере татарской и чувашской семей.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты проблемы брачно-семейных отношений с позиции этноса;
- проанализировать особенности формирования брачно-семейных отношений на примере татарской и чувашской семей;
- сделать выводы и внести предложения по результатам исследования.
На данный момент существует огромное количество работ посвященных семье и браку как в отечественной тик и в зарубежной науке. Темы присутствуют самые разные - это и история семейно-брачных отношений, и этнографические очерки, сборники семейно-бытового фольклора, внутрисемейные отношения, конфликты, функции и т. д. В настоящей дипломной работе представлена попытка объединить и проанализировать различные подходы в изучении национальной семьи в рамках социальной работы.
Семейные проблемы универсальны. Именно семья и схожесть процессов происходящих в ней у людей разных национальностей и вероисповеданий, делает всех нас людьми одной эпохи, землянами и выдвигает одни и те же проблемы. Никогда еще нравственные устои семьи не подвергались такому
испытанию во всем мире, как сейчас, и никогда, пожалуй, мир не нуждался во всеобщем осмыслении таких понятий как единство, гуманизм, честность, которые во всей совокупности прочих показателей также ускоряют общественный прогресс.

Список литературыСписок литературы

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. - 2004. - N2.
2. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 327 с.
3. Атаманчук Г.А. Межличностные отношения как предмет философского исследования // Проблемы философии - Киев, 2006. - Вып.79.
4. Баз Л.Л. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде (на примере решения супругами совместной задачи). // Психологический журнал. - 2005. - Т.16, N4.
5. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. - 2004. - N6.
6. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 2006. - N6.
7. Бодалев А.А, Столин В.В. Общая психодиагностика. - М, 2005. - 303 с.
8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М, 2005. - 439 с.
9. Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 2005. - N5.
10. Джеймс М. Брак и любовь. - М, 2003. - 193 с.
11. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гельштатупражнениями: Пер. с англ. - М, 2005. - 107 с.
12. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов на Дону, 2005. - 189 с.
13. Дубрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? - М, 2005. - 199 с.
14. Дукаревич М.З. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. - М, 2004. - 231 с.
15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М, 2004. - 266 с.
16. Ковалёв С. В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 2003. - 174 с.
17. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ А. И. Кочетов Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. - Мн.: Полымя, 2004. - 166 с.
18. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 2005. - N4.
19. Лийк К., Нийт Т. Интимность и взаимоотношения в семье // Человек, общение и жилая среда.- Таллинн, 2006. - 351 с.
20. Методика и опыт работы социального педагога. - М, 2004. - 367 с.
21. Мудрик А.В.Социальная педагогика. - М, 2003. - 544 с.
22. Навайтис Г.А. Опыт психологического консультирования супружеских конфликтов // Психологический журнал. - 2003. - Т.4, N3.
23. Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности. - М, 2004. - 328 с.
24. Обозов Н.Н. Как назвать наши отношения. - М, 2006. - 237 с.
25. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - 2004. - Т.3, N2.
26. Обозова А.Н., Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - С-Пб, 2004. - 136 с.
27. Организационная и социально - педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации.- М, 2004 // Сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В.
28. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 2006. - Т.7, N2.
29. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений: Методика и математические исследования. - Киев: Наукова Думка, 2005. - 277 с.
30. Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М, 2005. - 109 с.
31. Разумихина Г. П. Мир семьи. - М, 2006. - 127 с.
Роговин М.С. Психологическое исследование: Учеб. пособие. - Ярославль, 2006. - 132 с.
32. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/Под ред. В. А. Ядова. - С-Пб, 2004. - 289 с.
33. Семья. Социально - психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. - Киев, 2005. - 312 с.
34. Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. - М, 2005. - 228 с.
35. Соколова Е.Т. Модификация теста Роршаха для диагностики нарушений семейного общения. // Вопросы психологии. - 2005. - N4.
36. Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М, 2004. - 459 с.
37. Социальная психология // Под редакцией Петровского А.В. - М, 2006. - 420 с.
38. Социология семьи: Учебник/ Под. ред. проф. А. И. Антонова.-2-е изд. - М, 2005. - 331 с.
39. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии, 2006. - 4.
40. Супружеская жизнь: гармония и конфликты/ Состав А. А. Богданович. - М.: Профиздат, 2005. - 278 с.
41. Тарновский С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. - Ростов н/Д, 2006. - Вып.1, ч.2.
42. Тулина Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. - М., 1994.
43. Херсонский Б.Г., Дворяк С.В. Психология и психопрофилактика семейных конфликтов. - Киев: "Здоровье", 2005. - 167 с.
44. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие. - М, 2003. - 470 с.
45. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании. - М, 2005. - 112 с.
46. Шеффер Ч., Керри Л. Игровая семейная психотерапия. - С-Пб, 2006. - 213 с.
47. Шибутани Т. Социальная психология. - М, 2004. - 442 с.
48. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. - Ростов - на Дону, 2006. - 170 с.
49. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М, 2005. - 450 с.
50. Шуман С. Г., Шуман В. П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест: Лаборатория "Практической психологии и педагогики", 2006. - 342 с.

Похожие работы

  • Курсовая работа
    Сравнительная характеристика национальных особенностей греков и римлян

    Термин античность объемлет две культуры - культуру Древней Греции и культуру Древнего Рима, каждая из этих культур имеет свою специфику и свою историческую периодизацию. Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации.

  • Контрольная работа
    Влияние игры на формирование психики человека

    В описаниях Н. Н. Миклухо-Маклая есть указание на участие детей не только в бытовом труде, но и в более сложных формах коллективного производительного труда взрослых. Так, описывая обработку почвы, он пишет- "Работа производится таким образом: двое, трое или более мужчин становятся в ряд, глубоко втыкают заостренные колья (колья - крепкие, длинные палки, заостренные с одного конца, ими работаютмужчины, так как при работе с этим орудием требуется много силы) в землю и потом одним взмахом подымают большую глыбу земли.

  • Контрольная работа
    Формирование навыков социальной гибкости

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ "Формирование навыков социальной гибкости" Цели психологического тренинга Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках наши явные и скрытые потребности, инте-ресы, желания или задачи, а также сориентировать наши действия и поступки на эти цели и их выполнение.

  • Реферат
    Рассмотрение особенностей семейных конфликтов и путей выхода из них

    Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семейная жизнь напоминает айсберг. Большинство людей видит лишь его надводную часть и обманывает себя, думая, что видит его целиком.

  • Реферат
    Международные договоры в области брачно - семейных отношений

    Одно из наиболее значительных достижений кодификации норм международного частного права в России связано с введением в действие с 1 марта 1996 г. Семейного кодекса РФ с последними изменениями от 2 января 2000 года. Раздел VII Кодекса, вобравший в себя положения о применении законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, а также к семейным отношениям, связанным с территорией иностранного государства, отразил глубокие изменения в подходах законодателя в этой области.

  • Курсовая работа
    Анализ особенностей договорных отношений туроператоров с поставщиками услуг

    Актуальность темы исследования. Осуществление предпринимательской деятельности любым хозяйствующим субъектом невозможно без совершения сделок. Договор является формой выражения сути сделки. Значимость договора в финансово-хозяйственной деятельности недооценивать нельзя.

  • Курсовая работа
    Определение влияния семейных традиций на эмоциональное благополучие дошкольников

    Семья представляет собой систему, имеющую черты социального института и малой социальной группы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Важнейшим фактором семейного воспитания считается его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой любви к детям (И.

  • Дипломная работа
    Учет национальных особенностей в воспитании детей в ДОУ

    В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается "дефицит нравственности": как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.

  • Реферат
    ТРАДИЦИИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В БАСНЯХ ХЕМНИЦЕРА

    Путь Богдановича был путем морально-общественной гибели писателя, отказавшегося от передовых взглядов, пошедшего на открытую сделку с Реакцией. Иным был путь Ивана Ивановича Хемницера (1745-1784), человека неподкупного и все-таки трагически пережившего распад воспитавших его прогрессивных идей, разочарование в возможности их реализации.

  • Курсовая работа
    Традиции Японии

    Появившаяся еще в начале XX века антитеза "японское - западное" присутствует во всех культурологических исследованиях о Японии. Она является не только исследовательским лейтмотивом, но и методологическим императивом, предписывающим необходимость применения совершенно новых, отличных от существующих в современной науке методов изучения и анализа культуры.

  • Контрольная работа
    ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА И ЕГО ОСОБЕННОСТЕЙ

    Что же делает тему Сталина столь важной для человека наших дней? Разумеется, не столько он сам, хотя загадки (подчас мрачные тайны) его личности и биографии, лишь отчасти приоткрытые, еще, вероятно, долгое время будут занимать наше воображение. И даже не столько его политическая и государственная деятельность, хотя в ней есть немало такого, что и до сих пор многие благоразумные наши обществоведы предпочитают обходить, как столб с надписью: "Не влезай! Убьет!" Наиболее актуальным, непосредственно участвующим в современной жизни остается для нас наследие Сталина.

  • Реферат
    Формирование социальной направленности характера подростков

    Настоящая работа представляет собой отчет о практике, предполагающей знакомство с деятельностью социального педагога. Исследование проводилось в проводилась в средней общеобразовательной школе 191 Ленинского района города Новосибирска в 8 Б классе. Социальный педагог в данной общеобразовательной школе Петрова Людмила Анатольевна, стаж работы в данной области 10 лет, в данной школе работает 7 лет.

  • Курсовая работа
    Изучение особенностей социальной работы с семьями в Англии

    Социальная работа с семьей является важнейшим условием благоприятного развития общества. Социальная работа - это специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.