Устное народное творчество как средство развития театрализованной дея-тельности детей младшего дошкольного возраста

СодержаниеСодержание

Введение 3
1. Проблема развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей 6
1.2. Особенности развития театрализованной деятельности детей на разных возрастных этапах 15
1.3. Роль устного народного творчества в развитии театрализованной деятельности детей 3-4 лет 26
1.4. Руководство взрослого организацией и проведением театрализованной деятельностью детей 3-4 лет 32
Выводы 40
Глава 2. Организация и проведение работы с детьми 3-4 лет по руководству театральной деятельностью 42
2.1. Исследование уровня развития театральной деятельности детей 3-4 лет. 42
2.2. Методы и приемы организации и проведения театрализованной деятельности детей средствами устного народного творчества во второй младшей группе 53
2.3. Повторное обследование детей, сравнение результатов 66
Выводы 71
Заключение 74
Список используемой литературы 82
ВведениеВведение
В последнее время представители различных наук (педагогической, пси-хологической, искусствоведческой), а также педагоги практики обратили серьезное внимание на влияние взрослого искусства на детей. Было дока-зано, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости произведений искусства: литературы, изобразительного искусства, музыки и т.д. (работы Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Т.С.Комаровой и др.).
Однако, понимая всю значимость искусства, воспитатели пока не готовы к такой организации педагогического процесса, при которой художественная культура на основе синтеза искусств станет и развивающей средой, и факто-ром воспитания творческой личности.
Одним из направлений художественно-эстетического воспитания детей является театральная деятельность, как основа театрального искусства. Теат-ральная деятельность, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катар-систическую функции.
Театр - синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Те-атр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием ак-тера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены.
Театрализованные игры являются средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатления-ми, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе и театру.
Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности самостоятельности, инициативности, эмоцио-нальной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дра-матизировать значить разыграть в лицах какое-либо литературное произве-дение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и переда-вая характеры его персонажей. Игра-драматизация способствует освоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция го-лоса).
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником раз-вития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театрализованная деятель-ность является важным средством развития эмпатии условия, необходимо-го для организации совместной деятельности детей.
В литературе эмпатия определяется, как умение распознавать эмоцио-нальное состояние человека по мимике, выразительными движениями и речи, ставить себя на место другого в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А.Петровский, Л.П.Стрелкова и др.).
Ф.Шиллер уже более 200 лет назад сказал: Самая настоятельная потреб-ность времени развитие способности чувствовать потому, что она служит средством к внедрению лучшего понимания Чем больше разовьется впе-чатлительность, чем она подвижнее, тем больше форм создаст он (человек) вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, тем большую свободу приобретет его разум.
Часто ребенка дошкольного возраста преследует чувство неуверенности в себе, волнение, страх перед выступлением все это доставляет ему много неприятностей. Одним из направлений коррекции такого поведения является коллективная театрализованная деятельность. Детям предоставляются рав-ные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей. Как отмечает Т.Н.Доронова, при таком подходе даже самые робкие меньше волнуются, выходя на сцену.
Цель: изучить процесс развития театральной деятельности детей 3-4 лет средствами устного народного творчества.
Объект исследования: Театрализованная деятельность младшего дошко-льника.
Предмет исследования: Формирование театрализованной деятельности детей 3-4 лет на содержании устного народного творчества.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития театрализованной деятельности детей дошкольного воз-раста.
2. Рассмотреть имеющийся опыт работы по проблеме развития театрали-зованной деятельности детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора, сделать выводы.
3. Разработать и реализовать в практике педагогический проект развития театральной деятельности детей младшего дошкольного возраста на мате-риале устного народного творчества.
4. Проанализировать динамику изменений, сделать выводы, реализовать в практике.
5. Разработать методические рекомендации по развитию театрализован-ной деятельности детей младшего дошкольного возраста.



1. Проблема развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

1.1. Театрализованная деятельность как средство художествен-но-эстетического развития детей

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку не редко бывает, что люди с богатым ду-ховным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудито-рией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружаю-щим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собст-венных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершен-ствуется звуковая культура его речи, его интонационный строй. Используе-мая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью яс-но, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным цен-ностям. Это - конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театра-лизованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В процессе этого сопереживания, - как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896-1965), - создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненн
Список литературыСписок используемой литературы

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.
2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1981.
3. Дошкольное воспитание 4. М.: Просвещение, 2005.
4. Картушина М.Ю. Театрализованные представления для детей и взрослых. М., 2005.
5. Козлова С.А, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: АcademiA, 1998.
6. Кушаева Н.А. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986.
7. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в доу. М., 2005.
8. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника. М.: Владос, 2003.
9. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: Сфера, 2001.
10. Музыка в детском саду. М.: Музыка, 1989.
11. Народное искусство в воспитании детей/Под ред. Коморовой Т.С. М., 1997.
12. Новотворцев Н. Развитие речи детей. Ярославль, 1995.
13. Синицын Е. Умные сказки. М.: Аист, 1998.
14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1969.
15. Теплов Б.М. Психология. М., 1951.
16. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
17. Фролов Ф.М., Соковин Е.Н. Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973.
18. Хрестоматия по детской литературе / Под ред. В. Кубаревой. М.: Просвещение, 1988.
19. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред.А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985.
20. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1985.

Похожие работы

  • Курсовая работа
    Франц Шуберт, его жизненный путь и творчество. Патетическая соната

    I. Введение Менее тридцати двух лет прожил на свете великий австрийский композитор-романтик Франц Шуберт. Он был на целое поколение мо-ложе Людвига ван Бетховена, а пережил его только на полтора года. Но за свою короткую и притом нелегкую жизнь Шуберт успел создать более тысячи произведений и в них одарил человечество настоящими россыпями музыкальных драгоценностей.

  • Курсовая работа
    Людвиг ван Бетховен, его жизненный путь и творчество. Патетическая соната

    Введение Великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен младший из трех гениальных музыкантов, которых называют венскими классиками. Бетховену довелось жить и творить уже на рубеже XVIII и XIX веков, в эпоху грандиозных общественных перемен и потрясений.

  • Реферат
    Творчество У. Конгрива В России (английская комедия)

    Мы всегда с интересом относимся к произведениям автором других наций и культур в первую очередь потому, что ищем в их творчестве те же процессы и приемы, которые присутствуют в творчестве наших собственных. Наложение авторского менталитета на повествование всегда носит неоднозначный характер, при этом нельзя отрицать тот факт, что каждый автор - это в первую очередь творец, мастер, а уже потом часть какой-то социальной группы.

  • Контрольная работа
    Творческая индивидуальность педагога - это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью

    педагогическое общение, личность. Личность - стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении. Педагогическая деятельность - это технология труда, педагогическое общение - его климат и атмосфера, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя.

  • Курсовая работа
    Анализ особенностей внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста для определения его влияния на учебно-воспитательный процесс

    Трудно найти другое понятие, столь же привычное для обыденного сознания и вместе с тем имеющее многостороннее толкование психологии, как понятие внимания. Общепризнанно, что внимание является необходи-мым условием успешного осуществления любой практической деятельности человека.

  • Курсовая работа
    Творчество Серова в контексте культуры рубежа веков (19-20 вв.)

    Творческая жизнь рубежа 19-20 веков была насыщена различными исканиями в области искусства. Искали новые приемы живописного изображения импрессионисты, ломали форму кубисты, примитивисты, сюрреалисты, футуристы. Много сделано открытий в книжной графике, новую жизнь получил театр.

  • Контрольная работа
    Речевое общение детей младшего дошкольного возраста

    Актуальность. В раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.

  • Контрольная работа
    Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого в фило-софии Н.А.Бердяева. Свобода и творчество

    Введение Русская философская мысль - неотъемлемая часть мирового философского процесса и в то же время весьма своеобразная, самобытная, что обусловлено особенностями культурно-исторического развития России, ее долгой цивилиза-ционной изоляцией (татаро-монгольское иго) и относительно поздним влияни-ем европейской культуры и философии.

  • Контрольная работа
    Культура (язык, религия, традиции, народное творчество, искусство)

    Байкал - величайшее озеро планеты. Байкал - одно из величайших озёр земного шара, крупнейшее пресноводное озеро России. Его длина - 636 километров, площадь водной поверхности - 31500 квадратных километров. Байкал в 1,7 раза больше Ладожского озера, самого крупного в Европе.

  • Курсовая работа
    Организация досуга с детьми младшего дошкольного возраста

    Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют к подготовке педагога и его профессиональной и духовной культуре. Система образования становится всё более важным показателем степени развития любой страны, её экономического, научно-технического и культурного потенциала, её международного авторитета.

  • Курсовая работа
    Рекламное творчество от объявлений до фестиваля

    Введение Обосновывая выбор темы данной работы, необходимо, прежде всего, указать на высокую степень ее актуальности в настоящее время. Дело в том, что рекламный бизнес сравнительно недавно начал бурно развиваться в нашей стране, и в условиях сложной экономической ситуации процесс его развития происходил не столь плавно и гладко, как этого можно было бы желать.

  • Курсовая работа
    Изобразительная деятельность как средство развития творческого мышления

    Творческое мышление - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания.

  • Курсовая работа
    Искусство как средство духовного развития людей

    Введение Сегодня наше общество переживает глубочайшие изменения во всех сферах материальной и духовной жизни. Выдвинутые вре-менем на передний план новые более сложные задачи требуют принципиального обновления и критической переоценки сложив-шейся системы ценностей.