Особенности становления самосознания дошкольников

Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Субъективно-идеалистические и диалектико-материалистические принципы анализа самосознания в психологии 6
1.2. Понятие самосознания, его структура и функции 9
1.3. Проблема развития самосознания 23
1.4. Этапы в развитии самосознания 24
1.5. Механизмы и детерминанты развития самосознания 26
2. СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Представления о становлении самосознания в психолого-педагогической литературе 31
2.2. Факторы, влияющие на развитие самосознания дошкольников 34
2.3. Самооценка, как внутренняя сущность ребенка дошкольника 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

ВведениеПроблема самосознания - одна из самых сложных в психологии. Наиболее эффективным путем ее исследования является изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном под влиянием двух главных факторов - собственной практической деятельности ребенка и его взаимоотношений с другими людьми. Правда, экспериментальных исследований, направленных на выяснение центральных функций этих факторов и той специфической роли, которую выполняет каждый из них в формировании самосознания, еще очень мало. Пока остаются неизвестными ранние сроки и многообразные причины индивидуальных отклонений в развитии самосознания, ярко проявляющихся у детей школьного возраста в форме неуверенности в себе, тревожности и т.д. Между тем выяснение этих вопросов способствовало бы своевременному устранению и даже предотвращению трудностей в развитии самосознания ребенка.
Проблема самосознания широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Проблема самосознания (Я-эго, Я-образ, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир.
Актуальность данного исследования заключается в попытке рассмотреть особенности становления самосознания в дошкольном возрасте, как одного из периода личностного самоопределения.
В дошкольном возрасте возникновение самосознания считается важнейшим достижением в развитии личности. Поэтому определение психологических условий формирования самосознания и выявление основных причин нежелательных отклонений в его развитии становится особенно актуальным для правильного построения основ будущей личности ребенка.
Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях - он включается в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности.
У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов.
Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов - Л.И.Божович, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так и зарубежных - У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.
В указанных работах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика его развития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.
Предметом исследования стали особенности становления самосознания в дошкольном возрасте.
Объектом исследования выступили дети дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие самосознания дошкольников возможно при наличии детско-родительских отношений.
Цель исследования: выявить особенности становления самосознания дошкольников.
Задачи исследования:
- описать субъективно-идеалистические и диалектико-материалистические принципы анализа самосознания в психологии;
- раскрыть понятие самосознания, его структура и функции;
- обозначить проблему развития самосознания;
- определить этапы в развитии самосознания;
- обозначить механизмы и детерминанты развития самосознания;
- дать представления о становлении самосознания в психолого-педагогической литературе;
- обозначить факторы, влияющие на развитие самосознания дошкольников;
- провести исследование самооценки, как внутренней сущности ребенка дошкольника.
Теоретико-методологическая база исследования: концепции и теории, которые рассматриваются для изучения развития самосознания дошкольников.
Методы и методики исследования: теоретический анализ литературы.
Собранный нами материал углубляет знания о развитии самосознания в дошкольном возрасте, помогая выяснить, в частности, не только условия формирования представлений о самом себе в указанном периоде, но и некоторые вопросы о закономерностях развития образа самого себя. Практическая ценность работы связана с возможностью использовать ее результаты в процессе воспитания детей дошкольного возраста для устранения нежелательных отклонений в развитии их самосознания, а также в целях улучшения взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками.
Список литературы1. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. - М.: Высшая школа, 2004. - 102 с.
2. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников //Вопросы психологии. - 2001. - № 4. С.31-38.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / Под ред. Пилиповского В.Я. М., Прогресс, 1986. - 422 с.
4. Выготский Л.Я. Вопросы детской психологии. - СПб, 1997.
5. Кон И. С. Открытие "Я". - М., 1978 - 367 с.
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.
7. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самосознания у дошкольников. - Кишинев, 1983.
8. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М., 2002.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
10. Райгородский Д.Я. Психология самосознания: Хрестоматия. - М.: Бахрах-М, 2003. - 672 с.
11. Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. - М.: Бахрах-М, 656 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1998. - 688 с.
13. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.
14. Уляева Л.Г. Я-физическое в структуре самосознания // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998.
15. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. - М., 1997.
16. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М., 1995
17. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Издательство "Наука", 1977.