Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей57

СодержаниеВведение 2
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 4
1.1. Воля и саморегуляция в психологии личности. 4
1.2. Саморегуляция в системе волевых качеств личности и деятельности дошкольников 5
1.3. Характеристика саморегуляции старших дошкольников. 10
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей саморегуляции в деятельности детей 21
2.1. Цель, задачи и организация исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования 27
Выводы по 2 главе. 34
Заключение 36
Список используемой литературы. 38

ВведениеСовременный этап развития общества предъявляет высокие требования к личности каждого человека. И те изменения, которые произошли в последние десятилетия ушедшего XX века в социально-экономической жизни России, актуализируют высокий уровень компетентности граждан страны во всех видах деятельности, обуславливают необходимость самостоятельности личности и ее формирования.
При взаимодействии с окружающим миром человек непрерывно сталкивается с ситуацией выбора различных способов реализации своей активности в зависимости от своих целей, индивидуальных особенностей и условий окружающей его действительности, особенностей взаимодействующих с ним людей. Но если есть ситуация выбора, то снятие неопределенности возможно лишь средствами регуляции, а в случае психической регуляции средствами саморегуляции в том смысле, что человек сам исследует ситуацию, программирует свою активность и контролирует и корректирует результаты.
Способность к саморегуляции появляется в дошкольном детстве и свидетельствует об уровне развития личности ребенка. Поэтому формирование саморегуляции в дошкольном возрасте является актуальным направлением работы психолога.
Саморегуляция (как и его форма - самоконтроль) рассматривается рядом советских психологов как характеристика особой структуры деятельности, включающей не совпадение мотива и цели, а их отношение (А.Н. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, З.В. Мануйленко и др.).
Ряд исследований посвящен непосредственному изучению проблемы саморегуляции в деятельности дошкольника (Л.С. Выготский, Н.Л. Белопольская, Г.В. Грибанова, Л.В. Кузнецова, У.В. Ульенкова и др.). Как отмечают исследователи, саморегуляция деятельности, и поведения детей является более сложным образованием, чем способность к осуществлению действии самоконтроля в конкретной доступной для ребенка деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы дал представление о том, что вопрос о саморегуляции в деятельности детей недостаточно изучен.
Это положение особенно и определило теоретическую актуальность работы.
Цель исследования: изучение особенностей развития навыков саморегуляции старших дошкольников в процессе обучения.
Предмет исследования: особенности саморегуляции дошкольников.
Объект исследования: процесс развития саморегуляции у дошкольников.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что у старших дошкольников уровень саморегуляции, как общей способности, находиться в прямой зависимости от степени сформированности действий самоконтроля, наиболее успешно саморегуляция развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме работы.
2. Подбор методик исследования, позволяющих выявить особенности саморегуляции дошкольников.
3. Выявление уровня развития саморегуляции дошкольников.
4. Разработка рекомендаций по развитию саморегуляции дошкольников.
В работе использовались следующие методы:
База исследования: эксперимент проводился в 2007/2008 учебном году в МДОУ №413.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 24 источников.
Список литературы1. Возрастная и педагогическая психология,/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.,Просвящение,1984.
2. Дубровина и.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. - М., Академия,1999.
3. Запорожец А.В. Психология. - М., Учпедгиз, 1961.
4. Зеньковский В.В. Психология детства - М., Академия, 1996.
5. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1970.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., АПН РСФСР, 1959.
7. Люблинская А.А. Детская психология. - М., Просвещение, 1986.
8. Мухина В.С. Детская психология - М., Академия, 2001.
9. Немов Р.С. Психология. Т.1. - М., Просвещение, 1994.
10. Общая психология. /Под ред. А.В. Петровского. - М., Просвещение, 1986.
11. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., Политиздат, 1990.
12. Психология дошкольника: Хрестоматия. /Сост. Г.А. Урунтаева. - М., Академия, 2000.
13. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. - М., Просвещение, 1965.
14. Психология. /Под ред. А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. - М., Просвещение, 1996.
15. Психология детей с задержкой развития. Хрестоматия. /Под ред. О.В. Защиринской. - СПб., Речь,2003.
16. Смирнова Е.О. Детская психология. - М., Владос, 2003.
17. Специальная психология. /Под ред. В.И. Лубовского. - М., Академия, 2003.
18. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., Академия, 1999.
19. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Нижний Новгород, 1994.
20. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., Академия, 1998.
21. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М., Академия, 2000.
22. Фридман Л.М. Психология воспитания - М., Творческий центр, 2000.
23. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. /Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М., Московский университет, 1981.
24. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Избранные психологические труды. - М.: Изд-во Питер Пресс, 1989. - 337 с.