Особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 43

СодержаниеВведение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения памяти…………………………………………………………………..
5
1.1. Содержание понятия "память" в психолого-педагогической литературе. …………………………………………………………………..
5
1.2. Закономерности развития памяти младших школьников…………….. 13
1.3.Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушением интеллекта. Особенности развития памяти…………………………………………………………………………..

18
Выводы по 1 главе………………………………………………………… 28
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению памяти младших школьников с нарушением интеллекта......................................................
30
2.1. Методики изучения памяти младших школьников с нарушением интеллекта ……………......................................................................................
30
2.2. Состояние памяти младших школьников с нарушением интеллекта……………......................................................................................
37
2.3. Особенности коррекции памяти младших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………………..
43
Выводы по 2 главе…………………………………………………………... 48
Заключение…………………………………………………………………… 49
Список литературы………………………………………………………..... 51
Приложение………………………………………………………………….. 55

ВведениеСреди всех психологических понятий только понятию "память" удалось пройти долгий путь от античности до современности, оставляя за собой чуть ли не центральное место в большинстве философских систем и психологических теорий. Проблема памяти стала за последние годы одной из наиболее активно разрабатываемых областей науки. Это связано с целым рядом причин. С одной стороны, развитие техники быстродействующих счетнорешающих устройств, связанное с необходимостью моделировать процессы памяти, показало всю их сложность. Совсем недавно память рассматривалась как относительно простое запечатление, хранение и воспроизведение следов, то теперь эти представления показали всю свою недостаточность, и исследователи стали подходить к ним как к сложным процессам переработки информации, распадающимся на ряд этапов и по своему характеру приближающихся к познавательной деятельности.
Современная система образования предусматривает всестороннее развитие личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
Обучение в школе определяет не только интеллектуальное, но и личностное, психическое развитие ребёнка, создаёт условия для раскрытия и совершенствования всех его познавательных способностей: внимания, воображения, мышления и, конечно же, памяти. У младших школьников происходит наиболее интенсивное развитие этих качеств. Это так называемый сензитивный период, способствующий произвольной мнемической деятельности. Поэтому так важно создать такие психолого-педагогические условия, при которых будет происходить развитие памяти, наиболее эффективней. Однако, школьники с нарушением интеллекта имеют специфику развития памяти.
Изучение особенностей памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта имеет очень важное значение. Зная эти особенности, педагог может строить свою работу, учитывая их. Результатом такой работы будет усвоение школьного материала наилучшим образом, более глубокое осмысление его и сохранение на длительное время.
Начало школьного обучения во многом определяет дальнейшее обучение ребенка с нарушением интеллекта , а поэтому очень важно, чтобы у него была уверенность в своих силах.
В отечественной психологии проблемами памяти занимались: А.Н.Леонтьев, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия ,Л.С. Выготский, А.А. Смирнов, И.П. Ашмарин , Н.И. Чуприкова и другие. В зарубежной психологии: П. Линдсей , Д. Норман , У. Джемс , С. Роуз ,А. Бергсон и другие.
Цель исследования: изучить особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования: память младших школьников.
Предмет исследования: особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие памяти в психолого-педагогической литературе.
2. Определить особенности развития памяти младших школьников.
3. Изучить особенности памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
4. Предложить направления работы по развитию памяти младших школьников с нарушением интеллекта.
В работе использовали следующие методы и методики:
Список литературы1. Алферов, А.Д. Психология развития школьника/ А.Д.Алферов.- Ростов на Дону: Феникс, 2000.- 384с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/ Л.И. Божович .- М.: МПСИ, 2004. - 296с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А:К. Бондаренко. -М: Просвещение, 1985.- 230 с.
4. Выготский, Л.С. Психология/Л.С. Выготский.- М.: Педагогика, 1995.- 429с.
5. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети/ Х.С. Замский - М.: Просвещение, 1995.- 340 с.
6. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание/ П.И. Зинченко.- М.: Изд-во МГУ, 1991.- с.459.
7. Жане, П. Хрестоматия по общей психологии/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейдер. М.: Мир, 1999.- 478с.
8. Житникова Л.М. Учите детей запоминать/ Л.М. Житникова. - М.: Просвещение, 1996.- 186с.
9. Кузьмайте Л.И. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей в младших классах // Дефектология. 1990. № 3. С. 30-35.
10. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. - 3-е изд., доп. - Издательский центр "Академия", 2001. - 160 с.
11. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб, заведений. - 2-е изд., испр./ В.В. Лебединский - М.: Академия, 2004. - 144 с.
12. Леонтьев А.Н. Развитие памяти/ А.Н. Леонтьев.- М.: Педагогика, 1983.- 523с.
13. Крайг, В. Психология развития/ В. Крайг. -СПб.: Питер, 2000.- 385 с.
14. Лурия, А.Р. Нейропсихология памяти/ А.Р. Лурия.- М.: Изд-во МГУ, 1995.- .498 с.
15. Лурия, А.Р. Мозг человека и психические процессы/ А.Р. Лурия.- М.: Изд-во МГУ, 1994. - 357с.
16. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития/В.Я. Ляудис. -М.: Изд-во МГУ, 2003. - 348 с.
17. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей/ Т.Д. Марцинковская.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.-176 с.
18. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада/ под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982.- 495 с.
19. Немов, Р.С. Психология/ Р.С. Немов.- М.: Прогресс, 1995.- 412 с.
20. Норманн Д.А. Знание и роль памяти/ Д.А. Норман// Вопросы психологии.-2003.- №4. -С.34-23.
21. Намазбаева Ж.И. Некоторые особенности личности учащихся вспомогательной школы. -Алма-Ата: Каз. ПИ, 1995.- 302 с.
22. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж.И.Шиф. М., 1985.- 290 с.
23. Основы специальной психологии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
24. Певзнер, М.С. Дети с отклонениями в развитии/ М.С. Певзнер - М.: Просвещение, 1966.- 394 с.
25. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ, высш. пед. учеб, заведений / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. -- М.: Академия, 2004. -160с.
26. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.- 294с.
27. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков- патопсихология- М.: Изд-во Институт практической психологии ,1996.- 430с.
28. Петрунек, А.С., Таран П.Г. Младший школьник/ А.С. Петрунек.- М.: Педагогика, 1981.- 156с.
29. Пугач, Ю.К. Развитие памяти. Система приемов/ Ю.К.Пугач.- СПб.: Владос, 1999.- 190с.
30. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика/ Б.П.Пузанов - М.: Просвещение, 1998.- 394 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л Рубинштейн -АПНСССР. - М.: Педагогика, 1989.- 488 с.
32. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пединститутов/ С.Я Рубинштейн - М.: Просвещение, 1986.- 450 с.
33. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком. 1999. -720с.
34. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти/А.А. Смирнов.- М.: Просвещение, 1987.- 363 с.
35. Специальная психология/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева. - М: Академия, 2003.-464с.
36. Тушканова, О.И. Развитие памяти/ О.И. Тушканова.- Волгоград: РСИ, 1997.- 41с.
37. Черемошкина, Л.В. 100 игр для развития памяти/ Л.В. Черемошкина.- М.: Логос, 2001.- 136с.
38. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти детей/ Л.В. Черемошкина. - Ярославль: Академия развития, 1996.- 89с.
39. Черемошкина, Л.В. Развитие внимания детей/ Л.В. Черемошкина.- Ярославль: Академия развития, 1997. 91с.
40. Черемошкина Л. В. Развитие памяти ребенка на уроке/ Л.В. Черемошкина //Ярославский педагогический вестник. - 1995. - Вып. 3.-С. 41-45.
41. Шадриков, В.Д., Черемошкина, Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика/ В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - М.: Педагогика, 1990.- 249с.
42. Хрестоматия по возрастной психологии: младший школьный возраст/ сост. И.В.Дубровина и др. - М.: Просвещение,1999.- 390с.