Эмпирическое изучение особенностей общения старших подростков45

СодержаниеВведение………………………………………………………………..……3
1. Теоретические подходы к проблеме изучения особенностей общения старших подростков……………………………………………………..….5
1.1. Психологические характеристики общения………………..…...5
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………………………………………………………..14
1.3. Роль общения в психическом и личностном развитии подростка......................................................................................……..22
2. Эмпирическое изучение особенностей общения старших подростков……………………………………………………….................32
2.1. Организация исследования……………………………………...32
2.2. Анализ результатов……………………………………………....33
Заключение…………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………...39
Приложение 1………………………………………………………………42
Приложение 2………………………………………………………………50

Введение






Введение
Актуальность темы исследования. В последнее время публикуется все больше работ, посвященных изучению особенностей общения подростков. Долгие годы психологи и педагоги уделяли основное внимание общению детей со взрослыми. Ведущая роль взрослого в психическом развитии ребенка несомненна. Однако вопрос о том, какое, значение имеет для подростка общение со сверстниками, интересовал психологов всегда, и на него нет окончательного ответа, поэтому этот вопрос актуален и сегодня.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. Актуальность изучения особенностей общения подростков резко возрастает на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности.
Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе.
Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Таким образом, цель данного исследования - изучить особенности общения старших подростков.
Объект исследования: общение старших подростков.
Предмет исследования: специфика общения подростков со сверстниками.
Гипотеза исследования: в старшем подростковом возрасте девочки более общительны чем мальчики
Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть существующие в психологической науке подходы к изучению общения;
2) выявить психологические особенности, свойственные подросткам;
3) изучить роль общения в психическом и личностном развитии подростка;
4) подобрать и апробировать комплекс диагностических процедур, направленных на изучение проявления коммуникативных особенностей личности подростков;
Базой для исследования выступили учащиеся девятых классов Кужмарской средней школы республики Марий Эл. Общий объём выборки - 20 подростков в возрасте от 15 лет (11 девочек, 9 мальчиков).
Список литературы1. Аристов С.А., Сусов И.П. Коммуникативно-когнитивная лингвистика и разговорный дискурс // Лингвистический вестник. Вып.1. Ижевск, 2004. С.3-15.
2. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.:ВЛАДОС, 2006. -176с.
3. Березин Р.И. Дифференциация актуального лексикона подростка по сфере общения // Литературные образы и языковые категории. Пермь, 2001. С.136-144.
4. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения//Вопросы психологии. 2004, №1.-С. 122-127,
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Наука., 2000. - 357с.
6. Доценко Т.И. Активные процессы в лексиконе подростка. Тезисы докладов межд. конф. IV Шмелевские чтения. М., 2002. С.52-53.
7. Драгунова Т. В. Подросток. (1976). М., Мысль., 2003. - 469.
8. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М, 2003.-367с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480с.
10. Зубова В.М. Психолого-педагогический подход к реализации личностно-ориентированной модели коммуникации в непрерывном образовании//Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 2007.-С. 177-178.
11. Каган М.С. Мир общения: проблемы поло ролевых отношений. М.: Политиздат, 2008. -319с.
12. Каган М.С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 2004.-319с.
13. Какорина Е.В. Трансформация лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995). М., 2003. С.67-89.
14. Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении, М.: Просвещение, 2002. С. 137-139.
15. Карасик В.И. Структура институционного дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. С.25-33.
16. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 2003. С.97-104.
17. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 2000. - 207с.
18. Коротаева Е.В. Педагогика взаимодействия. Екатеринбург, 2006.-154с.
19. Левашова С.А."Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг".//Ярославль, Академия развития. Академия холдинг., 2002.-378с.
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 2001.-582 с.
21. Малышева С.В. Чувство одиночества у подростков// Материалы IX Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. "Ломоносов". Секция "Психология". - М., 2002, С. 105-107.
22. Подросток на перекрестке эпох. Проблемы и перспективы социально-
психологической адаптации подростков. - М.: Генезис, 1997. - 287с.
23. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 2004. - 317с.
24. Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. М., 2006. С. 209.
25. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк". 1985.-557 с
26. Сериков В.В. К Методологии построения теории и практики личностноориентированного образования//Этнопедагогика - педагогика жизни. Элиста, 2001. С. 24-28.
27. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304с
28. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников.//Вопросы психологии. 2004, №2. С.6-8.
29. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус; Изд-во Михайлова В.А., 2008.-639с.