Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Содержание
Введение 3
Глава 1. Память как познавательный процесс 7
1.1 Общее представление о памяти человека 7
1.2 Классификация видов памяти 11
1.3 Взаимосвязь памяти с другими познавательными процессами 14
Глава 2. Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 15
2.1. Общее недоразвитие речи: понятие, причины, уровни 15
2.2. Характеристика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 19
2.3. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 28
Глава 3. Экспериментальное изучение особенностей развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 33
3.1. Организация исследования 33
3.2. Анализ результатов исследования 36
Заключение 42
Список используемых источников 45
Приложение 48

ВведениеПроблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.
Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике дошкольного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у детей адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, при её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть не что иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. "Без памяти, - писал Рубинштейн - мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом".
Человеку надо много знать и многое помнить, с каждым годом все больше и дольше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Без нее невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие.
Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.
Особенности развития памяти у дошкольников без речевых нарушений изучали такие ученые, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, З.М. Истомина, В.И. Самохвалова и др.
Проблема изучения и развития мнестической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи находится в центре ряда исследований в области логопедии и логопсихологии. Изучением памяти у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались Л.И. Белякова, Ю.Ф. Гаркуша, О.Н Усанова, Э.П. Фигередо, Г.С. Гуменная, Е.М. Мастюкова и другие авторы.
Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие памяти, а речевое нарушение может значительно затруднять целенаправленное усвоение детьми знаний и определять уровень развития памяти, основанный на понимании, специальной мнестической обработке материала в целях запоминания и воспроизведения, т.е. затруднять процесс формирования словесно-логической памяти. Сравнительная характеристика закономерностей развития словесно-логической памяти у старших дошкольников с ОНР и у нормально говорящих сверстников позволит определить, влияет ли речевое нарушение на процесс ее формирования и развития, а также найти правильные пути ее развития и коррекции, а значит и избежать возможных трудностей, связанных с усвоением программы в младшем школьном возрасте. Поэтому тема данного исследования достаточно актуальна.
Цель исследования: изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования: процесс развития памяти.
Предмет исследования: особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить память как познавательный процесс;
2. Охарактеризовать классификации видов памяти;
3. Выявить возрастные особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с сохранным развитием и детей с ОНР;
4. экспериментальное обучение на развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования - для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез литературы по проблеме исследования; обобщение теоретического материала; эксперимент; тестирование.
База опытно-экспериментального исследования: детский сад "Солнышко" № 22, пос. Гремучий Богучанского р-на Красноярского края. В нем участвовало 10 дошкольников в возрасте 6-7 лет.

Список литературы1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995 - 397с
2. Алябьева И.П. Логопсихология, - М.: Аверсэв, 2008 - 304с
3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / пер. с англ. Под общей ред. Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова.- М: Прогресс, 2007 - 527с
4. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. - М.: Сфера, 2007 - 160с
5. Бурменская Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков - М.: Асад, 2005- 416с
6. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека.- М.: Наука, 2006 - 163с
7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2001 - 247с
8. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /Составители. Дубровина И.В, Прихожан А.М., Зацепин В.В. - М., Академия, 2001 - 368с
9. Волкова Л.С., Туманова Т.В., Филичева Т.Ю., Чиркина Г.В. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ под редакцией Волковой Л.С.: в V кн. - М., Владос, 2003 - 368с
10. Выготский Л. С. Память и воображение: закрепление и воспроизведение реакций. - М., Психология, 2000 - 126с
11. Дорошкевич М.П. Калюжный В.В. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков - Минск: Белорусь, 2004- 203с
12. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000 - 368с
13. Дурова Н. В., Новикова В. П. Ступеньки к познанию. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 - 56с
14. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999 - 384с
15. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов - М.: Эксмо, 2010 - 410с
16. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью - М.: Эйдос, 2003- 80с
17. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. - СПб.: Питер, 2006 - 128с
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2003 - 304с
19. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 1999 - 224с
20. Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., Мир, 1993 - 240с
21. Лукина Н.А., Борисенко М. Смотрим, видим, запоминаем: Развитие зрительного восприятия, памяти и памяти. - М.: Паритет, 2004 - 86с
22. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001 - 592с
23. Маллер А. Р. Помощь детям с недостатками развития. - М.: Аркти, 2006 - 72с
24. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. - М.: ЛИНКАПресс, 2009 - 176с
25. Матюгин И. Школа эйдетики, развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Эйдос, 2005 - 115с
26. Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память. -М. Эйдос, 2006 - 70с
27. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М.: Владос, 2006 - 640с
28. Психологический словарь/под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика - Пресс, 2008 - 440с
29. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3.
30. Словарь психолога-практика /Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп., - М.: АСТ, 2001 - 976с
31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. - Ростов на Дону, Феникс, 2000 - 704с
32. Техника тренировки памяти: Вторая степень обучения техники быстрого чтения. /Составители Андреев О.А., Хромов Л.Н. - Екатеринбург, Несси - пресс 2001 - 116с
33. Туркпен- улы Ж. Основы психологии: учебно - метод. пособие для студ. непсихол. спец. / Ж. Туркпен- улы, Л. Ж. Акмурзина, Ж. А. Абишева.- Алматы: Мерей, 2003 - 80с
34. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи, - М.: Луч, 2001 - 103с
35. Филичева Т.Е., Чевелева М.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии, - М., 1979 - 221с
36. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007 - 348с
37. Хватцев М.Е. Логопедия, - М.: АСТ, 1996 - 258с
38. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 2007 - 311с
39. Шенцев М. В. Информационная модель памяти. - СПб: Питер, 2005 - 98с
40. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. - М.: Когито-Центр, 1996 - 47 с.