Основы развития творческих способностей старших дошкольников.34

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический основы развития творческих способностей старших дошкольников в процессе изодеятельности 6
1.1. Специфика детского творчества и его формирование 6
1.2. Психология детского творчества 9
1.3. Стадии развития детского рисунка 154
1.4. Методы и приемы нетрадиционного рисования 18
1.5. Методика рисования нетрадиционными способами как средство креативного развития детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Диагностика развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ИЗО 29
2.1. Задачи и методика диагностического этапа исследования 29
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования 34
2.3. Проект формирующего эксперимента 40
Выводы по главе 2 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЯ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

ВведениеАктуальность исследования. На сегодняшний день развитие творческой личности ребенка - есть важная задача не только педагогической науки, но и всего общества в целом. Творческое развитие - необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума.
Пути наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении ХХ века искали многие психологи, ученые, педагоги: М.Арнаудов, Р.Арнхейм, Л.С.Выготский, Б.М.Кедров, В.А.Левин, А.Н.Лук, О.И.Никифорова, Б.М.Теплов, П.М.Якобсон и др. Большой вклад в разработку психологических принципов творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.Н.Поддьяков, Л.А. Венгер и др.
Задача развития творческих способностей дошкольника решается посредством изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности идет интенсивное познавательное развитие. У ребенка формируются представления о цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, быть внимательным. А это, как указывали Н.Н. Поддъяков, Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова и др., является началом творчества. Учитывая то, что изобразительная деятельность является важнейшей ступенью в процессе формирования творческой личности ребенка, необходимо модернизировать и совершенствовать содержание данной деятельности. На основе этого актуальным является вопрос о нетрадиционных техниках изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить особенности нетрадиционных техник в процессе изобразительной деятельности и их значение для творческого развития личности дошкольников.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования.
Задачи исследования:
- раскрыть психолого-педагогическое содержание понятий "творчество", "детское творчество", "изобразительное творчество", "творческие способности"
- проанализировать подходы к изучению проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.
- выявить уровень творческого развития у детей, занимающихся на занятиях по изобразительной деятельности.
- определить осознание педагогами и родителями значимости изобразительной деятельности для развития творческих способностей старших дошкольников.
- разработать проект программы развития творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования.
Гипотеза исследования: нетрадиционные техники изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей детей дошкольного возраста при следующих условиях:
1. Если педагог организует предметную среду для развития творческих способностей.
2. При проведении работы по развитию творческих способностей педагог опирается на личностное и психическое развитие ребенка, создает эмоционально-благоприятную атмосферу.
3. Использует в своей работе инновационные технологии, такие как нетрадиционное рисование.
4. Привлекает к сотрудничеству и активному взаимодействию родителей.
Методы исследования:
- анализ психолого - педагогической литературы,
- констатирующий эксперимент
- анкетирование
- опрос
- тестирование
- обобщение количественных и качественных показателей констатирующего эксперимента.
База исследования: ДОУ №38 Пушкинского района г. Санкт - Петербурга. Старшая группа 20 детей.
Список литературы1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. 672 с
2. Адлер А. Лекции по аналитической психологии. - М., 1996
3. Алексеева М.М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 1999
4. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Теория и практика решения изобретательских задач. - Кишинев, 1989
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: МПСИ, 2005. - 432 с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997
6. Белобрыкина О., Дружинина Ю. Возможности ТРИЗ в организации детского досуга. // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. - С. 45
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968
8. Григорьева Г.Г. Малыш в стране акварели. - М.: Просвещение, 2006
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2007
10. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал.- 1994.- № 4
11. Ефимкина Р.П. Детская психология. - М: Новосибирск: Научно - учебный центр психологии НГУ, 1995
12. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1961
13. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1969.
14. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - С. 81
15. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: Педагогика, 1990
16. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Изд-во "Детство - пресс", 2004
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1977
18. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. - Николаев, 2005
19. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. - М.: Гардарики, 2000. 255 с.
20. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. - М.: Линка - пресс, 1997
21. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М.: Академия, 2001. - 544с.
22. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. / Под ред. Н.П. Сакулиной и Т.С. Комаровой. - М., 1979
23. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр "Академия", 1999
24. Немов Р.С. Психология. Кн. 3 Психодиагностика. Введение в психологическое научное исследование с элементами математической статистики. - М., Владос, 2003
25. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М.: Просвещение,1981
26. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. - СПб.: КАРО, 2007. - 96 с.
27. Никифоров А. Л. Деятельность, поведение, творчество//Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990. - С. 65
28. Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Тривола, 1995
29. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. / Под ред. Д.Б. Эльконина., А.Л. Венгера. - М.: Наука, 1988
30. Парамонова Л. А., Тарасова К. В., Алиева Т. И. Ребенок 5-6 лет в системе дошкольного образования. //Психологическая наука и образование. - 2005. - №2
31. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003
32. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников.// Вопросы психологии. - 1990. - №10. - С. 16
33. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. - Волгоград, 1994
34. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М.: Наука, 1976
35. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2006. - 713 с.
37. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.
38. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 лет. // Вопросы психологии. - 1986. - №4
39. Семаков М.П. Формирование творческой личности студента педвуза на основе использования театрального метода Е.Б. Вахтангова. Автореф. дисс…. канд.пед.наук. - М., 2007
40. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006
41. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1999
42. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М.: Владос, 2005
43. Флерина Е.А. О содержании обучения изобразит деятельности. //Дошкольное воспитание. - 1983. - №6. С. 23
44. Фрейд З. Введение в психоанализ. - М., 1989
45. Холл К., Линдсей. Теории личности. //Пер. И.Б. Гриншпун. - М.: КСП, 1997
46. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность". - Психологический журнал. - Т.4. - №5. - 1983. - С. 38-46
47. Эриксон Э. Детство и общество. - Обнинск, 1993
48. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. - М, 1998
49. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. // Вопросы психологии. - 1985. - №6
Из книги: Арнаутова Е.П. Педагог и семья. (приложение 1 )- М.: Изд. Дом " Карапуз" 2001.- 264стр (187я страница) ______________
50.