Основы генетики57

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАК РАБОТАЮТ ГЕНЫ 5
1.1. Источники человеческого разнообразия 5
1.2. Гены и хромосомы 5
1.3. Клеточное деление и репродукция 7
1.4. Комбинации генов 8
ГЛАВА 2. ХРОМОСОМНЫЕ И ГЕННЫЕ АНОМАЛИИ 10
2.1. Аномалии, сцепленные с полом 10
2.2. Аномалии, не сцепленные с полом 14
2.3. Генетическое консультирование 18
2.4. Успехи генетических исследований 21
ГЛАВА 3. ГЕНЕТИКА ПОВЕДЕНИЯ 24
3.1. Исследования приемных детей 25
3.2. Исследования личности близнецов 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30


Введение"Вскоре после того как в 1519 году в возрасте 67 лет скончался Леонардо да Винчи, его младший единокровный брат Бартоломео решил подарить миру точную копию великого художника, скульптора, инженера и мыслителя. Поскольку их с Леонардо соединяли братские узы, Бартоломео счел себя достойным стать отцом будущего гения. Себе в жены он выбрал женщину, биография которой походила на биографию матери Леонардо. Ею стала молодая крестьянка, тоже выросшая в деревне Винчи. У супругов родился сын Пьеро, которого они заботливо воспитывали в той же самой местности в Тоскане, между Флоренцией и Пизой, где прошло детство Леонардо. Вскоре обнаружилось, что природа щедро наделила Пьеро художественными способностями. В 12-летнем возрасте его отправили во Флоренцию и отдали в обучение к нескольким известным художникам, из которых по крайней мере один работал вместе с Леонардо. Согласно свидетельствам Джордже Вазари, ведущего историка искусства того периода, юный Пьеро "вызывал всеобщее восхищение... и через пять лет учебы добился таких успехов в живописи, каких другим удавалось достичь разве что в конце своих дней с приобретением богатого жизненного опыта". Многие называли Пьеро вторым Леонардо.
Однако в возрасте 23 лет Пьеро умер от лихорадки, и поэтому невозможно предсказать, каких высот он сумел бы достичь, - хотя имеются свидетельства, что работы Пьеро часто принимали за произведения великого Микеланджело. Нельзя с уверенностью говорить и о том, в какой степени гений Пьеро был обязан его наследственности, а в какой - той среде, в которой он жил. Гены родных братьев совпадают в среднем на 50 %, но Бартоломео и Леонардо были братьями лишь по отцу, и поэтому общей у них могла быть только четвертая часть генов. Матери Пьеро и Леонардо, по всей видимости, не состояли в близком родстве, однако вполне возможно, что у них были общие предки и тем самым общие гены - ведь они жили в одной маленькой деревне. С другой стороны, нельзя исключить и сильное влияние среды. Юный Пьеро, без сомнения, знал о своем прославленном дяде, и, конечно же, его отец Бартоломео не жалел никаких денег для того, чтобы мальчик сравнился с последним. Впрочем, стремление Бартоломео дать миру второго Леонардо путем обеспечения благоприятной наследственности и среды, скорее всего, принесли бы незначительные плоды. Пьеро мог стать всего лишь одним из многих талантливых флорентийцев своего времени."
Приведенный пример является хорошей иллюстрацией к вопросу о том, что больше влияет на человека - наследственность или среда, - вопросу, который в течение долгого времени волнует умы историков и писателей, не говоря уже о психологах, занимающихся проблемами развития, и родственниках гениев. Несмотря на успехи в маркировании генов, достигнутые в последнее время, нам редко удается приписать появление у человека какой-то черты личности, особенности поведения или даже физической характеристики действию специфического наследственного фактора. Аналогичным образом, в отношении любого физического навыка или какой-то особенности поведения мы не часто можем с уверенностью сказать, что они сформировались только в результате определенных воздействий среды.
Практически любое поведение требует как врожденных способностей, так и соответствующих условий среды. Главный вопрос не в том, что больше влияет на развитие человека - природа или воспитание, - а в том, как взаимодействуют между собой гены и культура при формировании индивидуума.
Как вы увидите в данной курсовой работе, генетический код, или генетический план, существующий в момент рождения, - это лишь одна отправная точка развития. По этому плану мы наследуем от наших родителей и предков определенные физические и поведенческие характеристики, а также генетические и хромосомные аномалии. Наша среда, или культура, - это другая отправная точка развития. Социализация или то, чему мы научаемся из нашей культуры - в особенности через семью, - и то, как это сказывается на нас, зависит от многих факторов, способов и времени их воздействия, а также от людей, вовлеченных в этот процесс. Вероятно, самая впечатляющая комбинация социализации и наследственности имеет место при определении половых ролей.
Цель данной курсовой работы показать, как генетика взаимосвязана с человеком.
Для раскрытия данной цели мы рассмотрим ряд следующих задач:
1. Как работают гены;
2. Хромосомные и генные аномалии;
3. Генетика поведения.
Список литературы1. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для студентов вузов. -М.: Кн. дом "Университет", Ростов н/Д -2000. -327 с.
2. Канаев И.И. Близнецы: Очерки по вопросам многоплодия. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1959. - 342с.
3. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 992с.
4. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. (Пер. с англ.) - М.: Изд. группа "Прогресс", 1993. - 591с.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2002. - 592с.
6. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманитар. Изд. Центр "Владос", 1998. Кн. 1. - 688с.
7. Особенности развития близнецов / Под ред. Г. К. Ушакова. - М.: Медицина, 1977. - 296с.
8. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо.-М.: Педагогика, 1988. - 340с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. - 648с.
10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 420с.
11. Эфроимсон В. П. Гениальность и генетика. - М.: Информ. изд. агентство "Русский мир", 1998. - 410с.