Методические и методологические основы изучения программ 55

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения неполной семьи 5
§ 1. Материальное положение неполной семьи и его влияние на
здоровье ребенка 5
§ 2. Особенности процесса социализации в неполной семье 11
§ 3. Воспитательные возможности неполной семьи 39
Глава 2. Методические и методологические основы изучения программ 55
Глава 3. Аналитическая часть (результаты исследования) 56
Заключение 59
Библиография 61
Приложения 63


ВведениеСреди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает се-мья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жиз-ненного благополучия, мы начинаем по-настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. Хотя каждый взрослый че-ловек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитываю-щихся в семьях детей, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. В последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказы-ваются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.
В связи с этим невольно возникает вопрос: что же представляет собой совре-менная российская семья? Есть ли наглядная модель семьи, к которой можно и стоит стремиться? Вряд ли мы получим удовлетворяющий нас ответ от специали-стов-семьеведов, потому что ни психологи, ни социологи пока не знают, что такое нормальная российская семья. Может быть, что в некоторой степени и оправдан-но: чтобы узнать, что такое семейное счастье, сначала необходимо познакомиться с его антиподом, чтобы иметь возможность если не избежать, то хотя бы уметь распознать и затем конструктивно нейтрализовать негативные факторы и причи-ны, которые ведут к нарушению семейной атмосферы и семейного благополучия.
Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно повременно, потому что формы его довольно многообразны.
Актуальность темы объясняется ростом числа неполных семей в первую оче-редь за счет разводов. Проблемы неполных семей недостаточно разработаны в психолого-педагогической литературе.
Цель работы - показать влияние неполной семьи на развитие личности ре-бенка.
Задачи, поставленные в работе:
1. охарактеризовать влияние материального положения неполной семьи на здоровье ребенка;
2. показать особенности процесса социализации в неполной семье;
3. раскрыть воспитательные возможности неполной семьи;
4. провести исследование, посвященное положению детей в неполной семье.
Объект исследования - неполные семьи.
Предмет исследования - положение ребенка в неполной семье.
Список литературы


1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. М., 1989.
2. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2.
3. Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная жен-щиной-психологом. М., 1994.
4. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М., 1985.
5. Безруких М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М., 1991.
6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психи-атра. М., 1988.
7. Воспитание детей в неполной семье. М., 1980.
8. Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1981.
9. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.
10. Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991.
11. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. М., 1996. Т. 1.
12. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5.
13. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от роди-тельской // Вопросы психологии. 1998. №2.
14. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
15. Исаев Д.Н., Половое воспитание и психогигиена пола
16. Каган В.Е. у детей. Л., 1980.
17. Кон И.С. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1988.
18. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М., 1998.
19. Кочубей Б.И. Зачем нужен папа? // Семья и школа. 1990. №6.
20. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
21. Кочубей Б.И. Ответственная должность // Семья и школа. 1990. №9.
22. Кочубей Б. И. Под отцовским крылом // Семья и школа. - 1990. №7.
23. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991.
24. Лабиринты одиночества. М., 1989. Любовь, брак, семья. Минск, 1987.
25. Махов Ф.С. Кого мы растим? М., 1989.
26. Нартова-Бочавер К.С, Несмеянова М.И., Малярова Н.В. Чей я - мамин или папин? М., 1995.
27. Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. М., 1989.
28. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей. М.,
29. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996. №2.
30. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999.
31. Семья. Социально-психологические и этические проблемы: Справочник. Киев, 1990.
32. Солодников В. Анатомия развода // Семья и школа. 1988. №10.
33. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.
34. Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых. М., 1990.
35. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.
36. Хасан Б.И., Особенности присвоения социальных норм
37. Тюменева Ю.А. детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. №3.
38. Целуйко В.М. Неполная семья: Информационно-методические материалы к курсу "Семьеведение". Волгоград, 2000.
39. Человек после развода. Вильнюс, 1985.
40. Юницкий В.А. Психология детской потери//Вестник МГУ. Серия 14. "Психология". 1991. № 2.