Исследование культуры межнациональных отношений в студенческой среде768

СодержаниеВведение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности культуры межнациональных отношений студентов и молодежи…………………………………………………………………...6
§1. Культура межнационального общения и понятие толерантности……………………………………………………………..6
§ 2. Влияние этнического фактора на поведение студенчества……....12
§ 3. Воспитание толерантности в системе высшего образования……19
Глава 2. Исследование культуры межнациональных отношений в студенческой среде………………………………………………………....27
§ 1. Характеристика программы исследования……………………….27
§ 2. Анализ результатов исследования………………………………..28
Заключение…………………………………………………………………34
Список литературы…………………………………………………………36
Приложение 1………………………………………………………………38
Приложение 2………………………………………………………………39
ВведениеПроблема межнационального общения всегда была и будет актуальной, ею всегда интересовались ученые многих стран. Вопрос межнационального общения является сложным и многогранным. Молодежь - одна из основных социальных групп нашего общества. Молодые не только постепенно вливаются в ряды более взрослого поколения, но и сами принимают активное участие в общественных процессах, происходящих в стране. И от того, какие интересы, взгляды, ценности преобладают в молодежной среде, зависит дальнейшее социально-экономическое, политическое и культурное развитие общества и государства в целом.
В связи с возрождением национальных культур народов, проживающих на территории России, восстановлением традиций, встает вопрос об отношении молодежи к этим проблемам. Студенческая молодежь является наиболее образованной и социально-активной частью, авангардом всей молодежи, поэтому естественен вопрос об участии студенчества в данных процессах. Взгляды студентов на этническое развитие, понимание и освоение этого процесса повлияют на дальнейший ход восстановления и развития национальных культур и межнациональных отношений.
Актуальность темы исследования обусловлена выявлением механизмов формирования взглядов молодежи на различные существующие позиции, во-первых, по теории нации и национальных отношений и, во-вторых, по вопросу о национально-культурных приоритетах.
Изменения в национальной сфере происходят на глазах молодежи, она становится невольным участником в них. Поэтому вопрос об отношении молодежи, в частности студентов, к данным проблемам стоит довольно остро и актуально.
Крах системы традиционных идеологических ценностей резко усилил обращение молодежи к национально-духовным ценностям. Значительное число студентов видит в решении национальных вопросов путь к решению социально-политических и культурных проблем в рамках региона. Вместе с тем, рост национального самосознания молодежи сопровождается усилением напряженности и конфронтации в сфере межнациональных отношений. Все это не могло не повлиять на характер научных исследований, и в последнее время ученые все больше стараются уделять внимание этим проблемам.
Наиболее широко известны исследования в этом направлении таких зарубежных ученых как: В.Томас, Ф.Знанецкий, Т.У.Адорно, М.Мид (США) и некоторых других. Американские философы и социологи в своих работах больше всего уделяли внимания расовым проблемам и связанным с ними противоречиям; европейские - проблемам этноцентризма, национального характера и этнических стереотипов. Причины этого вполне объяснимы. В Америке до сих пор нет полного понимания между представителями европеоидной расы и представителями негроидной, монголоидной и других рас. Европа извлекла опыт из фашиствующих режимов с их теориями шовинизма и геноцида.
Необходимо отметить тот факт, что работы зарубежных авторов по проблемам теории нации и национальных отношений до недавнего времени были почти полностью закрыты для России, а если и издавались, то с существенными сокращениями.
Широко представлены работы отечественных исследователей и теоретиков, особенно "дореформенного" периода истории России. Среди них можно выделить работы Ю.В.Арутюняна, Ю.В.Бромлея, Н.Джунусова, Л.В.Дробижевой, С.Т.Калтахчяна, В.И.Козлова, М.И.Куличенко, П.И.Кушнера, Н.Н.Чебоксарова, Г. В. Шулепова и других.
Общим для всех этих работ было то, что основными признаками нации признавались территория, язык и специфические этнические черты характера, "выражающиеся в экономике, психологии и культуре". Но что подразумевать под этническими чертами характера, здесь начинались расхождения во взглядах. Большинство ученых признали, что такие категории, как национальное самосознание и национальная культура, тоже являются одними из основных признаков нации.
В этой связи целью курсовой работы является изучение культуры межнациональных отношений в студенческой среде.
Наиболее важными задачами, решению которых посвящена настоящая работа, являются:
1. Выяснение основных признаков нации;
1. Утверждение определяющего значения для развития любой сформировавшейся нации или народности таких признаков, как национальное самосознание и национальная культура;
2. Выяснение проблем, связанных с развитием молодежной культуры и возрождением национальной культуры в молодежной среде, возможных решений данных проблем.
Объект - студенты МАРГТУ в возрасте от 18 до 22 лет.
Предмет - особенности межнационального общения студентов
Гипотеза - предполагается, что в студенческой среде существует этническая толерантность.
Методологической базой курсовой работы являются современные положения по теории нации и национальных отношений.
Теоретической основой настоящей работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей и ученых: социологов, культурологов, этнологов.

Список литературы1. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь, 1997.
2. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность Опыт этнопсихологического исследования // Социс, Выпуск 2. 2004.- С.32-37.
3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал 2006. - Т. 17, № 5. с. 69-75.
4. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М.: София, 2008.-275с.
5. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе.// Педагогика. 1994. № 5.
6. Ершова О.П. Старообрядчество и власть. М., АСТ-Плюс. 2009.- 377с.
7. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. СПб., Нева. 2003.- 358с.
8. Лесная Л В. Менталитет и ментальные основания общественной жизни//Социально-гуманитарные знания, 2001, № 1, с. 141.
9. Медков В. М Бомба депопуляции: демографическое будущее России//Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического когресса, с. 150.
10. Медков, В.М.. Социологические проблемы социологического прогнозирования: российская семья на рубеже столетий : (По материалам социолого-демографического исследования"Россия-2000") / В. М. Медков; В.М.Медков //Веста. Моск. ун-та. Сер. 18,
11. Московичи С. Век толп. М., Эмсмо-Пресс. 2006.-279с.
12. Плотников А. Д. Положение молодой российской семьи//Преемственность поколений, диалог культур. Международная конференция. СПб., 2006.
13. Поршнев Б.Ф. Конртсуггестия и история // История и психология. М., 2001. №4.- С. 18- 19.
14. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., Акварель. 2008.- 385с.
15. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., Нева-Пресс. 2000.- 279с.
16. Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. - М., Образование. 2007.-347с.
17. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. - М., 2000.-257с.
18. Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., Астрель. 2007.- 383с.
19. Юрьев А.И. Современная проблема социальной психологии: неисследованные эквиваленты объективной реальности // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6, выпуск 1 (№ 6) 2000г.- С.3-8.