Исследование взаимоотношений детей в разновозрастной группе58

СодержаниеВведение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Специфика межличностных отношений в разновозрастных группах………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие межличностных отношений в группах и коллективах……5
1.2.Межличностные отношения как показатель успешности групповой деятельности……………………………………………………………….10
1.3.Целенаправленное формирование психологического климата разновозрастного детского коллектива....………………………………18
Глава 2. Исследование взаимоотношений детей в разновозрастной группе…………………………………………………………………………23
2.1.Социометрическое исследование положения детей в системе межличностных отношений коллектива………………………………...23
2.2.Результаты исследования и выводы…………………………………26
Заключение…………………………………………….……………………..30
Список литературы………………………………………………………….33
Приложение………………………………………………….………………34
ВведениеАктуальность проблемы. Проводимая в настоящее время реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацелена не только на совершенствование обучения школьников, учащихся профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, но и на значительное улучшение, повышение эффективности воспитания всех детей школьного возраста.
Психологически эффективная организация воспитания личности школьника в коллективе и через коллектив требует учета межличностных отношений школьников и нравственных оснований, на которых они строятся и развиваются. Под межличностными отношениями в нашей работе имеются в виду субъективно переживаемые связи между людьми, объективно выражающиеся в характере и способах их межличностного общения. Они включают в себя систему установок, ожиданий и ориентации членов коллектива относительно друг друга.
Многочисленными исследованиями психологов, проведенными за последние годы, показано, что в коллективе, способном воспитывать настоящую личность, складывается система особых взаимоотношений, качественно отличающихся от отношения в других социальных общностях. В этих работах дана характеристика некоторых из таких отношений, свойственных детях разного возраста. Однако вплоть до настоящего времени специальных сравнительных исследований, проливающих свет на возрастные особенности взаимоотношений детей-школьников, почти не проводилось. Между тем знание этих особенностей крайне необходимо для правильной организации воспитания личности в коллективе.
Тема курсовой работы: Особенности межличностных отношений в разновозрастной группе.
Каждый ребенок - уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Поэтому целью нашего исследования будет являться изучение основных особенностей межличностных взаимодействий в группе школьников разного возраста.
Объектом исследования являются межличностные отношения
Предметом исследования: особенности межличностных отношений в разновозрастной группе школьников.
Задачами нашего исследования являются:
1. Изучение межличностных отношений как показателя успешности групповой деятельности;
2. Изучение формирования психологического климата разновозрастного детского коллектива;
3. Выявление социометрического статуса школьников в разновозрастной группе.
Гипотеза исследования: структура межличностных отношений выступает важным фактором психологического климата в разновозрастном коллективе.
Практическая значимость: работа может быть использована педагогами и психологами при взаимодействии с разновозрастной группой школьников.
Научная новизна: выявлена зависимость структуры межличностных отношений в группе сверстников от социометрического статуса каждого ребенка входящего в данную группу.
Экспериментальная база: танцевальный кружок в Кузнецовской средней школе, 40 детей в возрасте от 8 до 14 лет.
Затронутые в данной курсовой работе проблемы взаимоотношений между детьми никогда не потеряют актуальности. Социализирующая функция школьных объединений, постоянно ищущих особенные методы воздействия на детей, очевидна. Школьный класс не может дать таких возможностей для воспитания детей, как школьное объединение, в котором дети раскрываются во внеучебной обстановке, проявляют невостребованные в классе таланты и возможности.
Список литературы1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М., 2003, -410c.
2. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. - Мозырь: Содействие, 2006. - 108 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2008. - 296 с.
4. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальностям "Дошк. Воспитание" и "Воспитание в дошк. учреждениях" / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008. - 336 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 "Педагогика и методика начального обучения" / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина, под общей ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 2004. - 256 с.
6. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 343 с.
7. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. - Серия "Мастера психологии", 2002. - 992 с.
8. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2009. - 464 с.
9. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000, с.433
10. Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук. - ч. 2 - Тарту, 2004. - 375 с.
11. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. - Минск: ООО "ФУА информ", 2003. - 312 с.
12. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 336 с.
13. Маркс, Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3 1980. - 360 с.
14. Майерс Д. Социальная психология. - СПб, 2008,-357c.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 456 с.
16. Немов, Р.С. Психология: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. - 4-е изд. / Р.С. Немов.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - Кн.1. Общие основы психологии. - 688 с.
17. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова, под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 352 с.
18. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб: Питер, 2002. - 544 с.
19. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. -М.: Просвещение, 2007.- 325 с.
20. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - Серия "Мастера психологии" - Питер, СПб, 2000. - 212 с.
21. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. - М.: Аспект пресс, 2001. - 460 с.
22. Социальная психология / под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. - М., 2005, 428c.
23. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д. Издательство "Феникс", 2007. - 736 с.
24. Чеховских, М.И. Психология: учеб. пособие / М.И. Чеховских. - М.: Новое знание, 2003. - 380 с.