Ложь и неискренность в генезе девиантного поведения 46

СодержаниеВведение…………………………………………………………………..2
1. Ложь и неискренность как социально-психологическое явление…5
1.1. Ложь и неискренность и их психологическая характеристика…5
1.2. Ложь и неискренность во взаимодействии между людьми и их последствия……………………………………………………………….8
2. Ложь и неискренность в генезе девиантного поведения военнослужащих……………………………………………………………….13
2.1 Социально-психологические причины проявления лжи и неискренности у военнослужащих……………………………………………13
2.2 Формы поведенческих девиаций военнослужащих детерминированные ложью и неискренностью……………………………..22
Заключение………………………………………………………………24
Список литературы……………………………………………………..25
ВведениеВ современном обществе лживость все чаще воспринимается людьми как вполне нормальное и естественное явление. По данным исследований В.В. Знакова, весьма типичным для россиян является убеждение, что можно лгать и обманывать, оставаясь при этом честным человеком.
П. Экман отмечает, что ложь естественна и может быть отнесена ко всем сферам человеческой деятельности. Родители лгут детям, дети - родителям, скрывая то, что считают недоступным пониманию, лгут друг другу приятели, преподаватели и студенты, врачи и больные, адвокаты и клиенты, продавцы и покупатели. Многомерно - функциональное исследование лживости как индивидуально-психологической особенности позволит рассмотреть структуру, тендерные особенности лживости, характер взаимосвязей с другими личностными характеристиками.
Разные аспекты лживости изучаются многими науками: философией, социологией, юриспруденцией, психологией.
В философских источниках рассмотрение данного вопроса можно встретить уже в трудах Аристотеля, Платона, Секста Эмпирика и других античных авторов. Проблема истинности и ложности глубоко и всесторонне исследована в трудах Б. Спинозы, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, B.C. Соловьева, Э. Гуссерля, М.Хайдеггера и других авторов, сформулировавших основные подходы о самоочевидности истины, при этом отмечается субъективность каждой личности в решении вопроса истинности и ложности при восприятии предметов и явлений. Этический подход в сочетании с правовым представлен в работах И. Канта, полагающего, что ложь всегда вредна кому-нибудь. B.C. Соловьев выступает против подхода, предложенного И. Кантом. Концепция Э. Гуссерля является необходимым методологическим основанием исследования социально-психологических феноменов лжи.
В современной социологии лживость изучается в рамках измерения искренности (в соответствии с марксистской идеологией советский человек был не склонен ко лжи), и, как отмечает А.Ю. Мягков, находится на самой ранней стадии научного анализа и разработки. Проблеме измерения искренности посвящены работы А.А. Давыдов, Е.В. Давыдова, Р.Г. Оленева, А.Ю. Мягкова.
Психологические вопросы лживости в юридическом аспекте исследованы в работах М.И. Еникеева, В.Н. Кудрявцева, И.Б. Пономарева, А.Р. Ратинова, А.П.Самонова, СИ. Симоненко, Л.Б. Филонова, и др. Большинство концепций носит теоретический характер, не подтвержденный экспериментальными данными.
Кроме рассмотрения лжи и неискренности как социально-психологического явления существует взгляд на эту проблему как на фактор девиантного поведения у военнослужащих. Однако при изучении причин девиантного поведения и организации социальной превенции в армии явно недостаточно уделяется внимания изучению факторов отклонений, которые обусловлены специфическими особенностями самой военной организации.
Таким образом, в научной психологической литературе имеется достаточное количество работ с разных сторон освещающих психологические вопросы лживости. Однако, как показывает анализ, на уровне конкретных исследований представлены отдельных факты, касающиеся регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых характеристик проявления лживости. Эти факты разрознены и не рассмотрены в единой системе знаний с точки зрения многомерно-функциональной организации. Необходима целостность в исследовании основных компонентов лживости как фактора развития девиантного поведения военнослужащих. Недостаточная разработанность данной проблемы, ее практическое значение послужили обоснованием актуальности темы данного исследования.
Цель данной курсовой работы - изучить ложь и неискренность в генезе девиантного поведения военнослужащих.
В соответствии с целью и актуальностью исследования представляется возможным поставить следующий ряд задач:
1. Изучить соответствующую литературу по теме исследования;
2. Описать ложь и неискренность как социально-психологические явления;
3. Раскрыть социально-психологические причины проявления лжи и неискренности у военнослужащих;
4. Выделить и описать формы поведенческих девиаций военнослужащих детерминированные ложью и неискренностью
Предметом исследования в данной курсовой работе выступали ложь и неискренность как социально-психологические явления.
Объектом исследования, в свою очередь, можно назвать военнослужащих с девиантным поведением.
Список литературы1. Александров А.А. Типология деликвентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера. - М.: Просвещение, - 1981, - 390 с.
2. Буранов С. Методика работы сержантов (старшин) по профилактике отклоняющегося поведения у подчиненных // Ориентир. - 2005. - №. 5, - С.15-18.
3. Власов В.В. Этические проблемы военно-медицинской практики. //Воен.-мед.журн. 1999, №9, С.16-19.
4. Военная педагогика и психология / Под ред. А. В. Барабанщикова.- М.: Воениздат, - 1986, - 327 с.
5. Военная психология: методология, теория, практика: в 2 т. / Управление военного образования Российской Федерации, Военный Университет; Гл.ред. Н.А.Корчемный. - М.: Военный Университет, - 1998, - Т.1-2.
6. Гура А.Н., Семенкович Н.Г. Методические рекомендации по предупреждению неуставных взаимоотношений и суицидов в Вооруженных Силах Республики Беларусь. - Минск.: Управл. восп. раб. и инф. Респ. Беларусь, - 1995, - 64 с.
7. Закатов А. Ложь и борьба с нею. - Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1982г., с.128 - 130 с.
8. Знаков В.В. Психология понимания правды. СПб.: 1999, - 251 с.
9. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения.- М.: ТЦ Сфера, - 2003, - 160с.
10. Макаров В.М. Некоторые проблемы ценностных ориентаций военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 1998. - N 2. - С. 33-43.
11. Макаров В.М. К вопросу о сущности девиантного поведения военнослужащих // Военно психологический вестник. 1999. № 1. - С. 67-94.
12. Мацкевич И.М., Эминов В.Е. Преступное насилие среди военнослужащих. - М.: Юрист, - 1994, - 104 с.
13. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога. - М.: ГУ по работе с л/с, - 1992, - 325 с.
14. Психология и педагогика военного управления. Учебно-методическое пособие. - / Изд. ВВИА им.В.В.Жуковского, - 1992, - 423 с.
15. Словарь психолога - практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Мн.: АСТ, 2001. - 976 с.
16. Сыромятников И., Чайка В. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика. - М: ВУ, - 2001, - 173 с.
17. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию /учебное пособие/- Ростов-на-Дону, - 2003, - 343 с.
18. Холодный Ю.И. Полиграфы ("детекторы лжи") и безопасность. Справочная информация и рекомендации. - М.: Издательский дом "Мир безопасности", 1998. - 95 с.
19. Чесноков Н. Содержание, организация и методика воспитательной работы с личным составом, требующим повышенного психолого-педагогического внимания // Ориентир. - 2005. - №. 4, - С. 20-24.
20. Экман П. Психология лжи. - СПб.: Издательство "Питер", 1999. - 272 с.