Экспериментальная работа по изучению влияния личностно-ориентированных педагогических технологий на создание устойчи-вой мотивации учащихся96

СодержаниеВведение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения личностно-ориентированных педагогических технологий как условия создания устойчивой мотивации учащихся
1.1. Мотивация. Особенности мотивации учащихся……………………. 7
1.2.Сущность личностно-ориентированных педагогических технологий 18
Выводы по 1 главе………………………………………………………… 26
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению влияния личностно-ориентированных педагогических технологий на создание устойчи-вой мотивации учащихся
2.1. Организация и методы исследования……………………………….. 27
2.2. Анализ результатов исследования……………………………………. 31
Выводы по 2 главе………………………………………………………….. 44
Заключение………………………………………………………………….. 47
Литература………………………………………………………………….. 49
Приложение…………………………………………………………………. 52



ВведениеРоссийская Федерация переживает в настоящее время сложнейший пери-од своей истории, характеризующийся серьезными кризисными явлениями во всех сферах и слоях общества. Не является исключением и профессиональное образование, где негативные тенденции за последнее время приобрели систем-ный характер. Отсутствие перспектив придают особую важность работам по изучению профессионального становления специалиста.
Значение профессиональной направленности воспитательного процесса очень велики в условиях сегодняшней действительности, когда каждый сам хо-зяин своей судьбы и его собственные личностные качества определяют уровень жизни. В этих обстоятельствах нужно воспитывать личность, обладающую не только конкурентоспособным трудовым ресурсом, но и перспективным трудо-вым потенциалом, Отношение к выбранной профессии, умение увидеть ее со стороны и себя в ней, устойчивая учебная мотивация играют большую роль в становлении студента как профессионала.
В настоящее время уделяется большое внимание личностно-ориентированным технологиям обучения. Современное образование меняет свою направленность. Его доминантной ценностью признается ребенок как раз-вивающийся человек и личность, а не отчужденные от личностного контекста социокультурные образцы, которыми требовалось овладеть. Педагогическая деятельность в значительной мере изменила пространство своих функций и приоритетов, происходит очевидная трансформация ее целей, предметной сфе-ры и технологий. В рамках педагогики исследования личностной направленно-сти современного образования ведутся в нескольких направлениях. Методоло-гические регулятивы построения теории и практики личностно-ориентированного педагогического процесса раскрываются в трудах Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиман-ской. Формированию структурообразующих компонентов качеств личности в учебном процессе посвящены работы Л.В. Жаровой, А.И. Кочетова, Н.В. Кузьминой. Международный опыт создания инновационных моделей и техно-логий личностно-развивающего обучения, их сравнительно-педагогический анализ представлен в работах М.В. Кларина, Б.А. Лапшова, И.Н. Маринковой, Д.Ю. Шакировой. Подходы к разработке научно-обоснованной критериальной базы для отслеживания динамики развития личности на разных возрастных этапах рассмотрены в исследованиях С.Л. Братченко, В.И. Данильчука, Н.В. Кленовой, В.П. Лебедевой.
В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение студентов предметным знаниям, умениям, навыкам, а лич-ность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности, в частности вовлеченность/отчужденность, активность/пассивность, удовлетворенность/ неудовлетворенность происходящим.
При этом вовлеченность в деятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека. Переживание отчужденности, пассивности и неудовлетворенности приводит к избеганию деятельности и порой к деструктивным формам поведения. Перечисленные харак-теристики актуальны для любой деятельности, в том числе и учебной.
Проблемой мотивации в отечественной психологии занимались: Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Вартанова И.И., Ильин Е.П., Магура М.И., А.Г. Кова-лев, О.К. Тихомиров, Каверин С.Б., Орел В.Е., Гремлин С., Бойко В.В. и другие.
В зарубежной психологии: И. Харди, Фрейд З., Макдугал У., Аткинсон Д., Роттер Ю, Келли Г., П.Торнтон, А.Пайнс, Маслоу А. и другие.
Однако, на глубину изучения данного вопроса в литературе мало пред-ставлено результатов использования личностно-ориентированных педагогиче-ских технологий в создании устойчивой мотивации учащихся, что и опреде-лило выбор темы курсовой работы. В современном образовательном процессе на первый план выходит не просто обучение студентов предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность обучающегося как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно ха-рактер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности, в частности вовлечен-ность/отчужденность, активность/пассивность, удовлетворенность/ неудовле-творенность происходящим.
При этом вовлеченность в деятельность, активность (инициативность) в ней, удовлетворенность собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека. Переживание отчужденности, пассивности и неудовлетворенности приводит к избеганию деятельности и порой к деструктивным формам поведения. Перечисленные харак-теристики актуальны для любой деятельности, в том числе и учебной.
Проблемой мотивации в отечественной психологии занимались: Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Вартанова И.И., Ильин Е.П., Магура М.И., А.Г. Кова-лев, О.К. Тихомиров, Каверин С.Б., Орел В.Е., Гремлин С., Бойко В.В. и другие. В зарубежной психологии: И. Харди, Фрейд З., Макдугал У., Аткинсон Д., Роттер Ю, Келли Г., П.Торнтон, А.Пайнс, Маслоу А. и другие.
Цель исследования: изучение влияния личностно-ориентированных пе-дагогических технологий на создание устойчивой мотивации учащихся.
Объект исследования: мотивация учащихся училищ.
Предмет исследования: роль личностно-ориентированных педагогиче-ских технологий в создании устойчивой мотивации учащихся.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Рассмотреть особенности мотивации учащихся.
3. Представить сущность личностно-ориентированных педагогических тех-нологий.
4. Изучить реализацию личностно-ориентированных педагогических тех-нологий в колледже.
5. Провести диагностику мотивации учащихся и проанализировать ре-зультаты.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование личност-но-ориентированных педагогических технологий влияет на развитие устойчи-вой мотивации учащихся.
База исследования: Шадринский медицинский колледж. В исследова-нии приняли участие 50 учащихся - студенты первого и третьего курсов
Методы исследования:
- теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы ис-следования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литера-туры по проблеме исследования;
- экспериментальные: наблюдение; анкетирование, тестирование; констати-рующий эксперимент;
- методы анализа экспериментальных данных: интерпретация результатов.
Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое проводилось в три взаимосвязанных этапа в течение августа -ноября 2009г. На первом этапе осу-ществлялось изучение и анализ состояния исследования проблемы в науке и практике; анализ педагогического опыта, определение цели, задач. Второй этап включал организацию и проведение опытно-экспериментальной работы, была проведена диагностика и изучение реализации личностно-ориентированных педагогических технологий в учебном процессе. Третий этап был посвя-щен обобщению и интерпретации полученных результатов теоретического и опытно-экспериментального исследования; подготовке курсовой работы.
Список литературы1. Антипова В.М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов в условиях учебно-научного комплекса вуза // Проблемы оптимизации учебно-го процесса в вузе. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1981.
2. Абрахам Г. Маслоу "Мотивация и личность" перевод с англ. Татлыбае-вой А.М. СПб.: Евразия, 1999г. - 478с.
3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткина А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля// Психологический журнал.-1984.-№3.- С.3-9.
4. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1996. № 4.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М., 1999.
6. Вартанова И.И. "К проблеме диагностики мотивации" // Вестник Мос-ковского университета сер. 14. психология. 1998 №2 с.80-87
7. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов// СОЦИС, 2003, №2.- С.135-138.
8. Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности // Вестник. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2000. № 4. С. 33-41.
9. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации// Вопросы психологии, №1, 2005.- С.73-78.
10. Дубовицкая Г.Л. Диагностика значимости учебного предмета для разви-тия личности учащегося // Вести. Оренбургского ун-та. 2004. № 2. - С. 75-79.
11. Дубовицкая Т.Д.. Психологическая диагностика и контекстном обуче-нии. М.; РИЦ МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003.- 295с.
12. Каверин С.Б. Мотивация труда.- М: Изд-во: "Институт психологии РАН" 1998г - 224с.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.
14. Крайг Г. Психология развития- СПб.: "Речь",2000.-382с.
15. Маркова А.К.. Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.- 384с.
16. Михайлов Г. "Мотивация как функция управления" // Прикладная психо-логия и психоанализ, №1, 2002.- С.15-29
17. Мануйлов В. Г. Мультимедийные компоненты презентаций PowerPoint XP // информатика и образование. 2004. № 12. 2005. № 1 - 5.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образо-вания: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кад-ров: Под. ред. Е.С. Полат. - М.: "Академия", 2001.
19. Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. 1996. № 6.
20. Педагогика и психология высшей школы / Под редакцией Самыгина С.И. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544с.
21. Рогов М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов // Высшее образование в России. 1998. № 4.- С.28.
22. Разумовский В. Г. Преподавание физики в условиях гуманизации образо-вания // Педагогика 1998. № 6.
23. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное посо-бие. - М.: Народное образование, 1998.
24. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: ООО "Речь", 2003.- 350с
25. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека.- М.: "Логос" , 1996г . - 320с.
26. Шалашова Е.О. Психологические основы мотивации персонала: Учебное пособие / под редакцией И.М. Марковской. Челябинск . Издательство ЮУрГУ 2003г - 33с.
27. Фроленкова О.Н. Воспитание интеллектуальных мотивов учения у сту-дентов.- Магнитогорск, 2002.- 93с.
28. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Пи-тер, 2001
29. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. // Директор школы, 1996. № 9
30. Якиманская И. С. Личностно - ориентированный урок. / Директор шко-лы, 1998. - № 2.
31. Якиманская И., Якунина О. Личностно - ориентированный урок: плани-рование и технология проведения. / Директор школы, 1998. - № 3.