Общая характеристика изучения креативности в психологической науке 15

Содержание
Введение 3
Глава 1. Креативность как личностная характеристика 6
1.1. Мышление и творчество 6
1.2. Понятие креативности 9
Глава 2. Общая характеристика изучения креативности в психологической науке 15
2.1. История становления методов изучения креативности 15
2.2. Состояние и перспективы развития диагностики 17
Заключение 24
Глоссарий 26
Список используемых источников 28
Приложение 31

ВведениеОбласть креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности.
Диагностика творческих способностей - одна из наименее разработанных областей психодиагностики, что связано со сложностью исследуемого феномена. При этом существует ряд методов диагностики креативности, созданных в рамках разных научных парадигм. Ученые пришли к выводу, что творческие способности не являются тождественными способностям к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода - порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творческостью).
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Креативность, как характеристика личности, это сложное интегративное образование. Состав креативности определяет совокупность различных способностей, обуславливающих осуществление творческого процесса. На основании рассмотренных исследований структуры творческого процесса установлено: в динамике творческого процесса можно выделить фазы или стадии, когда развитие (дальнейшее осуществление) творчества обуславливается в большей степени какой-либо доминирующей способностью. Иначе говоря, в процессе творчества способности, составляющие содержание креативности, последовательно актуализируются, оставаясь при этом единой системой.
Еще до 1950 года, признаваемого большинством авторов поворотным пунктом в исследовании творчества, уже сложились минимум два подхода к диагностике креативности из тех, что имеются в современной психологии. Работы Дж. Гилфорда (1954), а затем и П. Торренса, начиная с 1962 г., положили начало новому этапу в развитии диагностики креативности, основанному на использовании стандартизованных тестов для изучения творческого потенциала человека.
Существеннейшим отличием нового подхода к диагностике креативности было изучение последней как самостоятельного фактора, не сводимого к общей умственной одаренности. После работ Дж. Гилфорда и П. Торренса различение интеллекта как общей способности к применению знаний и креативности как общей способности к их преобразованию стало общепринятым (В.Н. Дружинин, 1999), а тестологическое изучение креативности выделилось в самостоятельную область психодиагностики (А.Анастази, С. Урбина, 2001).
Данный подход к изучению креативности впоследствии не только получил дальнейшее развитие, но и был подвергнут серьезной критике. Тесты дивергентного мышления Гилфорда критиковали за низкую валидность. Они же, а впоследствии и тесты креативности Торренса были созданы как скоростные, то есть с временными ограничениями, едиными для всех испытуемых, что вполне типично для стандартизованных тестов. Но такой подход к диагностике креативности заведомо означает, что люди, обладающие творческим потенциалом, но с невысоким темпом умственной деятельности окажутся в невыгодном положении. Эта особенность тестов дивергентного мышления и креативности была признана их ахиллесовой пятой, что побудило исследователей, в том числе и в нашей стране, искать новые пути развития диагностики креативности (Д.Б. Богоявленская, 1983, Е.Л. Яковлева, 1997, В.Н. Дружинин, 1999).
В то же время само понятие креативности было существенным образом пересмотрено. Еще в работах 1960-х годов П. Торренс указывал, что креативность не сводится к дивергентному мышлению по Дж. Гилфорду, а включает в себя чувствительность к проблемам и способность к их переопределению, что не сводимо к описанным в работах Гилфорда 120 факторам интеллекта. В дальнейшем пересмотр понятия креативности шел во многом под влиянием гуманистической психологии, представители которой рассматривали это понятие в контексте проблемы личностной зрелости (К. Роджерс, Н. Роджерс, Р. Мэй). Начались исследования личностных особенностей одаренных детей, в которых креативность рассматривалась как неотъемлемое свойство личности. В исследовании творческой одаренности на смену естественнонаучной пришла гуманитарная парадигма.
Это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения.
Цель исследования - выявить возможности методов диагностики креативности.
Объект - метод диагностики креативности;
Предмет - креативность как личностная характеристика
Гипотеза - на современном этапе развития психологии наиболее надежным методом диагностики креативности является тест Торренса.
Задачи:
1. Изучить труды психологов по данной проблеме;
2. Выявить сущность креативности как личностной характеристики;
3. Изучить характер и направленность диагностики креативности в психологическом знании;
Для решения исследовательских задач был использован такой метод как анализ и обобщение литературы.
Цели и задачи данной работы предопределяют её следующую структуру: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложения.

Список литературы1. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Смысл, 2001 - 326с
2. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. - 2004. - № 20. . - С. 32-36
3. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40.
4. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве -- искусство творчества. - М.: Наука; Смысл, 2000. - 187с
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 371 с. - ISBN 5-973-16167-4
6. Боно Э. Серьезное творческое мышление /Пер.с англ. Д.Я.Онацкая. - Мн.: ООО "Поппури", 2007 - 392с
7. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд // Психология мышления. / Под ред. А.М.Матюшкина. - М., 1965. - С.124-145.
8. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. - СПб.: Нева, 2003. - 415с
9. Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005 - 136с
10. Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 125-126.
11. Диагностические методы работы с одарёнными школьниками. Сборник статей / под ред. Г.В.Бурминской. [Текст]. - Воронеж, 1991. - 345 с. - ISBN 5-243-68591-2
12. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве [Текст] / Л.Я.Дофман, Г.В.Ковалева // Вопросы психологии. 1999. №2. - С.54-56.
13. Егорова, М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) [Текст] /М.С.Егорова // Вопросы психологии. 2000. №1. - С.37-42.
14. Еникеев М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Учебник для ВУЗов. - СПб.: Издательство "Питер", 2003 - 752с
15. Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. - М. Наука, 2005 -222с
16. Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М., 2001. - 275 с.
17. Иориш Ю.И. Некоторые психологические основания технологии научного творчества // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М.: Наука, 2001. - 327с
18. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. - М.: "Прогресс", 1983 - 301с
19. Клочко E.B. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда, 2007 - 79с
20. Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма [Текст] // Пособие для школьных психологов. / Под ред. Е.И.Щеблановой. М.: Интор, 1995. - 84 с. - ISBN 5-642795-3
21. Куприна М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Работа выполнена на кафедре психологии Сахалинского государственного университета, - 2004 - 45с
22. Лютова Е.К. К вопросу о взаимосвязи интеллекта, креативности и личностных черт у детей // Интеллект и креативность в ситуациях межличностного взаимодействия: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Ред.-сост. А.Н. Воронин. - М.: Наука, 2001. - 316с
23. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст] / А.М.Матюшкин. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. 184 с. - ISBN 5-134625-8
24. Мэй Р. Мужество творить: очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива, 2001. - 386с
25. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления. - М.: Генезис, 2008 - 560с
26. Пономарев Я.А. Психология творчества. - М., Наука. - 2006 - 326с
27. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников [Текст] / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова. - СПб. : Речь, 2005. - 104 с. - ISBN 5-9268-0345-4
28. Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления: Креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006 - .320с
29. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд. Том. ун-та., М.: Барс, 2008 - 216с
30. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одарённости с использованием тестов Е.П. Торренса у младших школьников [Текст] / Н.Б.Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П.Щербо // Вопросы психологии. 1991. №1. - С. 45-48
31. Щебланова Е.И. Теория и тесты творческого мышления Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 11. - С. 3-20.
32. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников проблемы, методы, результаты исследований и практики [Текст] Е.И. Щебланова, Рос. акад. образования, Моск. психолог.-соц. ин-т. - М.; Воронеж МПСИ : МОДЭК, 2004. - 368 с. - ISBN. : 5-89502-542-0.
33. Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005.