Компетенция и функции органов прокуратуры РФ

СодержаниеВведение 3
1. Конституционно-правовые основы института прокуратуры в РФ 5
2. Компетенция и функции органов прокуратуры РФ 12
Заключение 23
Список использованных источников 27
Введение


Введение


Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государст-ва, в главе 2 не только законодательно закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и определяет, что их защита является обязанностью государства. Это общее правило обязывает государство различными правовыми средствами обеспечивать защиту конституционных прав и свобод, осуществлять их регулиро-вание. Гарантом прав и свобод выступает Президент России. Обязанность осуще-ствлять меры по обеспечению прав и свобод входит в число полномочий Прави-тельства Российской Федерации. Эта функция составляет главное назначение су-дебной системы, то есть в гарантировании прав и свобод участвует весь механизм государства, все органы государственной власти.
Проведение этой многоаспектной деятельности требует наличия в государ-стве определенных структур, органов, которые осуществляли бы постоянный кон-троль и надзор за исполнением законов, иных нормативных актов, а также соблю-дением Конституции РФ. Одним из таких правозащитных для российской право-вой системы механизмов (органов) была и остается прокуратура, осуществляющая надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением зако-нов, действующих на ее территории.
Понимая всю важность деятельности государства и его органов, в том числе прокуратуры, нельзя не отметить, в частности, попытки некоторых правоведов, политических деятелей, депутатов Государственной Думы и членов Совета Феде-рации в сложный период развития российского общества и государства добиться ликвидации прокурорского надзора, ограничения функций прокуратуры, целями деятельности которых в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также ох-раняемых законом интересов общества и государства.
Эти попытки в определенной мере увенчались успехом: в законодательстве прокурорский надзор стал называться не "высшим" (как в течение многих лет до этого), а просто "надзором", что терминологически уравняло его с надзорными органами исполнительной власти; в Конституции Российской Федерации 1993 го-да, в отличие от ранее действовавшей, нет главы о прокуратуре: ст.129 Конститу-ции РФ, посвященная прокуратуре, находится в главе седьмой "Судебная власть", хотя прокуратура не входит в судебную систему; Генеральный прокурор Россий-ской Федерации не был включен в конституционный перечень субъектов законо-дательной инициативы, лишен права обращаться в Конституционный Суд Рос-сийской Федерации по вопросам соответствия правовых актов Конституции.
В то же время, благодаря взвешенной и мудрой позиции законодателя, по-тенциал прокуратуры в настоящий период довольно объемен и многообразен, и прокуратура, действуя в пределах своей компетенции только ей присущими мето-дами и средствами (не подменяя другие органы), занимает важное место в системе государственных органов на территории всей Российской Федерации.
Организационная и функционально-процессуальная деятельность прокура-туры активно способствует сохранению в России единого правового пространст-ва. Именно прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности вносит достой-ный вклад в решение важнейшей задачи - защиты прав и законных интересов че-ловека и гражданина, общества и государства. Не подменяя ни один из органов государственной власти (в их традиционном разделении на исполнительные, за-конодательные и судебные), прокуратура инициативно выполняет поставленные задачи по всем направлениям прокурорской деятельности.
Вышеизложенные положения свидетельствуют об актуальности данной ра-боты.
Список литературы1. Нормативно-правовые акты РФ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосовани-ем 12.12.1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. № 4. Ст.445.
2. Федеральный конституционный закон РФ от 30.05.2001 года № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"//Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст.2277.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч.I). Ст.4921.
4. Федеральный закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму"//Собрание законодательства РФ. 13.03.2006. № 11. Ст.1146.
5. Федеральный закон РФ от 11.07.2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях"//Собрание законодательства РФ. 16.07.2001. № 29. Ст.2950.
6. Федеральный закон РФ от 19.05.1995 года № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"//Собрание законодательства РФ. 22.05.1995. № 21. Ст.1930.
7. Федеральный закон РФ от 15.07.1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"//Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст.2759.
8. Федеральный закон РФ от 17.11.1995 года № 168-ФЗ "О внесении изме-нений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. Ст.4472.
9. Федеральный закон РФ от 08.05.1994 года № 3-ФЗ "О статусе Члена Со-вета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собра-ния Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. 12.07.1999. № 28. Ст.3466.
10. Федеральный закон РФ от 14.06.1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубли-кования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федераль-ных законов, актов палат Федерального Собрания"//Собрание законодательства РФ. 20.06.1994. № 8. Ст.801.
11. Федеральный закон РФ от 17.01.1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"//Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 20.02.1992. № 8. Ст.366.
12. Закон РФ от 01.04.1993 года № 4730-1 "О Государственной границе Рос-сийской Федерации"//Российская газета. 04.05.1993. № 84.
13. Указ Президента РФ от 13.05.2000 года № 849 "О полномочном пред-ставителе Президента РФ в федеральном округе"//Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст.2112.
14. Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 года № 567 "О координации дея-тельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью"// СПС "Кон-сультантПлюс".


2. Литературные источники

1. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. - 2-е изд., изм. и доп. В 2 т. Т.1. - М.: Юристъ, 2006.
2. Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномо-ченными органами. - М.: Волтерс Клувер, 2006.
3. Андреев Г. Прокуратура - опора законности и государства//Законность. 2008. № 9.
4. Антонов И.А., Горленко В.А. Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции к сокращению"//Российский следователь. 2008. № 20.
5. Байкин И.М. Взаимоотношение прокуратуры и судебной власти в систе-ме разделения властей России//Российский судья. 2008. № 7.
6. Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. - М.: Издательский Дом "Городец", 2007.
7. Бессарабов В.Г., Хуторецкий Р.Б. Участие российской прокуратуры в правотворческой деятельности. - М.: 2006.
8. Богданова Н.А. Истоки и становление государственного права как науки и учебной дисциплины: вклад ученых и профессоров Московского университе-та//Конституционное (государственное) право в Московском университете. - М.: МГУ, 2005.
9. Бриль Г.Г., Корняков А.А. Правовое регулирование прокурорского над-зора в пореформенной России (вторая половина XIX века)//История государства и права. 2008. № 2.
10. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой ре-формы: Монография. - М.: Издательский Дом "Буквовед", 2006.
11. Ванькаев А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей Российской Федерации//Российский следователь. 2008. № 10.
12. Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспекти-вы//История государства и права. 2007. № 15.
13. Велиев И.В. Место прокуратуры в системе органов государственной вла-сти Российской Федерации//Право и политика. 2005. № 10.
14. Гершевский Ю.Р. Причины возникновения института прокуратуры в России//Законность. 2008. № 12.
15. Грузнова Г. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан//Законность. 2008. № 5.
16. Джатиев В. Зачем России прокуратура?//Законность. 2008. № 8.
17. Елизаров А.Б. Роль и место прокурорского надзора в триаде вла-стей//Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 1.
18. Жаров А. Эти полномочия у прокурора есть//Законность. 2008. № 8.
19. Зайков С.Ю. Конституционно-правовой статус прокуратуры в РФ: со-временное состояние и перспективы. - М.: 2002.
20. Звягинцев А.Г., Орлов Ю.Г. Неизвестная Фемида. Документы, события, люди. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
21. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Россий-ской Федерации: мифы и реальность//Государственная власть и местное само-управление. 2007. № 5.
22. Кайнов В.И., Садыгова М.М. Роль прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей: теоретико-правовой аспект//История государства и права. 2007. № 9.
23. Кигас В. Прокуратура Австрии: место и роль в уголовном судопроизвод-стве//Законность. 2007. № 4.
24. Клочков В.Г. Проблемы измерения и оценки эффективности прокурор-ского надзора по защите прав и свобод человека//Безопасность бизнеса. 2008. № 1.
25. Кобзарев Ф.М. Правовой статус российской прокуратуры и проблемы его развития. - М.: 2002.
26. Кожевников О.Л., Кравчук В.В. Краткие разъяснения к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации": Учебное пособие/Под ред. О.Л.Кожевникова. - Екатеринбург: 2006.
27. Кругликов А. Роль прокурора в уголовном судопроизводст-ве//Законность. 2008. № 8.
28. Кузьмин В.А., Китрова Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (постатей-ный). - М.: 2007.
29. Левко О. Роль прокурора в обеспечении экологической безопасно-сти//Законность. 2008. № 6.
30. Лукоянов Д. Место прокуратуры в государственном механиз-ме//Законность. 2006. № 11.
31. Мельников Ю., Володина И. Право законодательной инициативы проку-рора//Законность. 2008. № 5.
32. Миряшева Е.В. Конституционно-правовой статус французской прокура-туры: традиция и перспективы//Российский судья. 2006. № 2.
33. Мыцыков А. Как оценивать деятельность прокуратуры?//Законность. 2007. № 9.
34. Опарин Д.А. Прокуратура в системе органов государственной власти в период правления Петра I//История государства и права. 2006. № 11.
35. Осин В.В. Что мешает прокуратуре России обеспечить верховенство за-кона?//Адвокат. 2007. № 10.
36. Осипян С.А. Российский федерализм и конституционно-правовой статус прокуратуры: концептуальные проблемы: конституционно-правовое исследова-ние. - М.: 2005.
37. Павлов О.В. Судебная власть и прокурорский надзор в Российской Фе-дерации (вопросы теории)//Российский судья. 2007. № 10.
38. Сеченова Р. Взаимодействие Генеральной прокуратуры РФ и Уполномо-ченного Российской Федерации при Европейском суде по правам челове-ка//Законность. 2008. № 9.
39. Скрынник А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства на транспорте//Законность. 2008. № 12.
40. Статычнюк И. О некоторых противоречиях российской Конститу-ции//Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1.
41. Тихомиров Ю., Андриченко Л. Участие прокуратуры в нормотворческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях//Законность. 2008. № 7.
42. Трикс А.В. Справочник прокурора. - СПб.: ООО "Питер Пресс", 2007.
43. Халыгов Н.Г. оглы Историко-правовой анализ становления советской
44. Шобухин В.Ю. Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России//История государства и права. 2007. № 14.
45. Шобухин В.Ю. Принципы организации и деятельности российской про-куратуры в условиях современных законодательных изменений//Налоги (газета). 2008. № 12.