Прокуратура: создание и деятельность 10

СодержаниеВведение
1. Развитие правоохранительных органов СССР в период
1920-е - 1930-е годы 6
2. Прокуратура: создание и деятельность 10
3. О деятельности особого совещания при НКВД СССР 13
4. Создание и деятельность службы внешней разведки в
структуре государственной власти 19
5. Роль органов государственной безопасности во
внутрипартийной борьбе 25
Заключение
Библиографический список
ВведениеДеятельность системы органов государственной безопасности до недавнего времени представлялась в несколько облегчённом, канонизированном и во многом идеализированном варианте как постоянный процесс совершенствования форм и методов работы, как цепь побед над врагами. Сложный и неоднозначный процесс становления чекистских служб, ошибки, неудачи в оперативной деятельности, прямые преступления, неверные политические ориентиры, неправильное понимание своего места в государственной структуре и неверные политические ориентиры, всё рассматривалось как абсолютно закрытая зона. Об этом не говорилось открыто, зато народу говорили о победах над его врагами.
Под дулом пистолета людей заставляли делать то, что в корне противоречило их природе. Но для того, чтобы стать тотальной, то есть всеобщей, охватывающей общество, бюрократия должна была осуществлять сплошную перековку народа и делать каждого бюрократом, чиновником, пусть даже мелким, мельчайшим, но все-таки находящимся у нее на службе. В отличие от авторитарной бюрократии, опирающейся на традиционные структуры общественной жизни, в отличие от рациональной буржуазной бюрократии, пекущейся об обеспечении эффективности производства, тоталитарная бюрократия фактически определяет свою высшую роль как самоукрепление, самовозвышение, абсолютное подчинение Вождю, волей которого власть бюрократии получает свое развитие и углубление. Однако такая власть может быть осуществлена лишь при условии, что все, с чем она имеет дело, превращено в аморфный, совершенно пластичный материал. Возвращение общества в аморфное, бесструктурное состояние - принципиальное условие самоутверждения и саморазвития тоталитарной бюрократии. И поэтому все, что обеспечивает самостоятельность человека, не говоря уже о той или иной общественной группе, подлежит беспощадному искоренению. Так было, в частности, во времена насильственной коллективизации, разрушения сельских общественных структур. Так было во времена всех последующих больших и малых "чисток", целью которых в конечном счете всегда оказывалось искоренение стихийно возникавших структур общества. Единственной формой структурирования общества, допускаемой в условиях тоталитаризма, могли быть лишь организации, насаждаемые сверху, а потому с самого начала имеющие бюрократический характер. Все естественные способы социального структурирования оказывались на подозрении, так как тоталитарная бюрократия склонна рассматривать любой личный и общественный, то есть самостоятельный, негосударственный интерес как антигосударственный. А посему такой интерес должен быть наказан устрашающей статьей закона, лучше всего статьей о контрреволюционной деятельности.
Созданная после Октябрьской революции система подавления с первых шагов несла в себе быстро развивающийся зародыш вседозволенности и аморальности, которые обосновывались революционной целеустремлённостью. Хотя "Всероссийская чрезвычайная комиссия" образовывалась в декабре 1917 года для борьбы против саботажа и бандитизма, то очень скоро её функции распространились на "искоренение контрреволюции", понимаемой в самом широком смысле. Меч, предназначенный для законной защиты революции от заговоров её реальных врагов оказался занесённым над всем обществом.
Лидеры большевизма , выдвигая на первый план классовую борьбу, абсолютизировали значение государства как орудия власти и отводили в нём особое место карательным инструментам. Сеть органов ВЧК опутала всю структуру гражданских и военных учреждений огромной страны. Осуществляя с санкции партии по своему разумению аресты, ведение следствий, вынесение и приведение приговоров в исполнение, массовые расстрелы "заложников", ВЧК возвела террор и беззаконие в разряд государственной политики. С той поры революционного произвола берёт своё начало специфическая идеология "чекизма", отлакированная и вылизанная последующими поколениями идеологов КПСС и публицистами, паразитирующими на "криминально-патриотической" романтике.
Эта идеология оказалась более живучей, чем структуры её породившие. Мало того, за всё время существования партийных карательных органов - от ВЧК до КГБ, она пользовалась некоторой симпатией и популярностью в массах, в то время как сами органы вызывали у людей, мягко говоря, страх.
Причиной этому, конечно же, наш традиционный двойной стандарт. Сущность совершенно секретной деятельности КГБ до сих пор никому в достаточной степени не известна, но из массового сознания на изъять того, что навечно оставили в нём многосерийные слащаво-мужественные телесериалы "о разведчиках". На самом же деле идеология "чекизма" и чекисты ничего общего с разведчиками не имеют.
Это узурпированное у народа право на его "защиту" его именем от его "врагов" помимо его воли. Врагов определяет не народ, а партия. Враг нужен всегда. Без него станет ясной бессмысленность системы. Поэтому "чекизм" - это постоянный поиск "врагов" по придуманной удобной формуле: "Кто не снами, тот против нас". Это полное слияние идеологии спецслужбы не с законом, а с идеологией правящей партии.
Список литературы1. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993.
2. АПРФ. Ф.3. Оп.50. Д.32. Л.39-40.
3. АПРФ. Ф.3. Оп.58. Д.6. Л.9.
4. Архив Троцкого. Коммунистическая оппозиция в СССР: 1923-1927. Т.4. М., 1990. С.189-202.
5. Борисов Ю.С. "Политическая система конца 20 - 30 годов", М., 1998.
6. Верт Н. "История советского государства", М.,1992г.
7. ГАРФ. Ф.374. Оп.27. Д.1897. Л.105, 188.
8. ГАРФ. Ф.374. Oп. 27. Д.2080. Л.398.
9. Известия ЦК КПСС. 1989. № 8. С.99; № 9. С.35-36
10. Калинина Г.С., Швекова Д.С. "История государства и права СССР, сборник документов", М., 1968.
11. РЦХИДНИ. Ф.76. Оп.3. Д.318. Л.4.
12. РЦХИДНИ. Ф.59. Оп.1. Д.5, 41, 46, 51, 55, 71, 75.
13. ЦА ФСБ РФ. Ф. 8ос. Оп.1. Д.80
14. ЦА ФСБ РФ.Ф.Зос.Оп.3. Д.4. Л.З.