Надзор прокурора за исполнением законов при предварительном расследовании

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Надзор прокурора за исполнением законов при предварительном расследовании 5
1.1. Общие положения, определяющие роль прокурора в предварительном расследовании 5
1.2. Прокурорский надзор за подследственностью при предварительном расследовании 12
1.3. Прокурорский надзор за ведением протоколов следственных действий, технических средств 19
Заключение 21
Список использованной литературы 25

ВведениеНадзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
В системе отраслей прокурорского надзора эта отрасль занимает особое место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.
Исходя из этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и сообщений или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 Закона "О прокуратуре РФ ").
Полномочия прокурора в этой области надзора устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством и другими законодательными актами Российской Федерации, приказами и другими актами Генерального прокурора, в частности Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" , Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" . К ним же относятся и Указания Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования. Они также являются обязательными для исполнения всеми органами расследования. Эти и другие документы использованы в работе для раскрытия темы.
К предмету надзора отнесено исполнение закона органами, осуществляющими. Эта деятельность проводится органами внутренних дел, государственной безопасности, пограничной охраны, оперативными подразделениями федеральных органов налоговой полиции, службы внешней разведки, действующими в пределах их компетенции. В целях борьбы с преступностью органы внутренних дел, органы безопасности осуществляют многообразные мероприятия в пределах предварительного следствия: опрос граждан, наблюдение, наведение справок, исследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. Естественно, что в процессе осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии прав граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и свобод, установленных Конституцией РФ , таких, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и других переговоров, должно быть получено предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства, эти действия производятся до получения судебного решения "с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов".
В процессе осуществления надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.
В случае нарушения органом (должностным лицом), осуществляющим, прав и законных интересов граждан, юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 31 Закона "О прокуратуре РФ").
Учитывая особую актуальность данного вопроса, я решила рассмотреть в данной работе сущность прокурорского надзора, используемые при этом средства, акты и методики.
Список литературы1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// Российская газета.-1993.-25.12.-N 237.
2. Положение о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Собрание законодательства Российской Федерации.-2003.- N 23.- Ст. 2198.
3. Приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31. " Об организация прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием".
4. Приказ Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. N 7 "Об организации исполнения Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного производства"// Консультант Плюс.
5. Приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. N 30 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина".
6. Приказ Генерального прокурора РФ от 9 августа 1996 г. № 48 "Об организации надзора за исполнением федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности".
7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.06.2004).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.01.2006) // СЗ РФ.- 1996.-17.06.-N 25.-ст. 2954.
9. Федеральный Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004).
10. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 07.03.2005) "О федеральной службе безопасности" // СЗ РФ.-1995.-10.04.-N 15.-ст. 1269.
11. Федеральный Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.12.2005) "Об оперативно-розыскной деятельности"//СЗ РФ.-1995.-14.08.-N 33.-ст. 3349.
12. Федеральный Закон от 17.01.1992 N 2202-1, "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 22.08.2004)//СЗ РФ.-1995.-20.11.-N 47.-ст. 4472.
13. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2004.
14. Научно-практический комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева). Издательство "Спарк", 2002.
15. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник/Под ред. А. А. Чувилева. - М.: Юристъ, 1999. - 400 с.


Похожие работы

  • Контрольная работа
    Надзор за исполнением законов судебными приставами

    По мере становления российской государственности проявляется тенденция сохранения и укрепления позиций отечественной прокуратуры как многофункционального органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в различных сферах общественных отношений, в том числе и в сфере исполнения законов судебными приставами-исполнителями.

  • Контрольная работа
    Надзор за исполнением законов судебными приставами.

    По мере становления российской государственности проявляется тенденция сохранения и укрепления позиций отечественной прокуратуры как многофункционального органа, осуществляющего надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в различных сферах общественных отношений, в том числе и в сфере исполнения законов судебными приставами-исполнителями.

  • Контрольная работа
    Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов

    Надзор за исполнением законов является одним из основных направле-ний прокурорской надзорной деятельности. Сфера этой деятельности проку-рора чрезвычайно широка. Прокурор осуществляет надзор за исполнением большого количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, еще большим числом различного вида субъектов, исполняющих эти законы и издающих правовые акты, соответствие законам которых также проверяется прокурором.

  • Контрольная работа
    Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

    Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ внесены изменения в УПК РФ и Закон о прокуратуре. Они связаны с созданием нового органа - Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. С созданием Следственного комитета изменилось соотношение полномочий прокурора и руководителя следственного органа.

  • Контрольная работа
    Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, полномочия прокуроров в этой сфере

    Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

  • Курсовая работа
    Процессуальное положение потерпевшего при предварительном расследовании и в уголовном судопроизводстве

    Нередко, совершая преступление, виновный посягает на участника (участников), субъекта (субъектов) общественных отношений. В подобных случаях принято говорить о потерпевшем (потерпевших) от преступления. Потерпевший от преступления - это человек, в отношении которого совершено преступление и которому в результате этого причинен либо мог быть причинен моральный, физический или имущественный вред.

  • Реферат
    Рассмотрение прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

    Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельного направления деятельности прокуратуры.

  • Курсовая работа
    Защита обвиняемого и подозреваемого на предварительном следствии

    В представленном исследовании рассматриваются особенности защиты прав граждан на предварительном следствии. Актуальность исследования определяется рядом факторов. Обеспечение права на защиту, право, гарантированное Конституцией РФ является основополагающим принципом свободы личности и обеспечения защиты государства от любых посягательств на конституционные свободы граждан.

  • Курсовая работа
    Защита обвиняемого и подозреваемого на предварительном следствии 2008-33

    В представленном исследовании рассматриваются особенности защиты прав граждан на предварительном следствии. Актуальность исследования определяется рядом факторов. Обеспечение права на защиту, право, гарантированное Конституцией РФ является основополагающим принципом свободы личности и обеспечения защиты государства от любых посягательств на конституционные свободы граждан.

  • Контрольная работа
  • Реферат
    Возможности оперативного сопровождения при дальнейшем расследовании…

    1. Кто похищен: а) количество лиц; б) фамилия, имя, отчество каждого; в) их личностные характеристики; вид деятельности - политическая, коммерческая, иная (какая именно); если потерпевший несовершеннолетний - сведения о родителях и сфера их деятельности; если женщина - не была ли беременна.

  • Курсовая работа
    Рассмотрение института независимых адвокатских расследований

    С момента начала коренной перестройки социально-политических основ Российской Федерации и, соответственно, всей правоохранительной сферы в теории уголовно-процессуального права стала активно обсуждаться проблема обеспечения реальной состязательности в уголовном процессе, важнейшим элементом которой, как известно, признается равноправие сторон во всех стадиях уголовного судопроизводства.

  • Курсовая работа
    Назначение и производство криминалистических экспертиз при расследовании преступлений

    Судебно-следственная практика убедительно свидетельствует о том, что эффективность правоохранительной деятельности и такой ее важной сферы, как борьба с преступностью, во многом зависит от качественного состояния средств и методов этой деятельности, современных возможностей выявления и раскрытия преступлений, вооруженности органов, осуществляющих функции уголовного преследования.