Электронный учебник по дисциплине МП и ЭВМ в приборостроении.

СодержаниеВведение…………………………………………………………………
1. Обзор средств создания обучающих программ и формирование требований к учебнику…………………………
1.1 Обоснование необходимости автоматизации процесса обучения по теме "МП и ЭВМ в приборостроении. Часть 2."……………………………………………………………………..
1.2 Классификация автоматизированных обучающих систем….
1.3 Описание некоторых существующих АОС……………………..
1.3.1 Справочная система ОС Windows…………………………...
1.3.2 Пакет Гиперметод……………………………………………….
1.4 Обоснование требований, предъявляемых к АОС…………..
1.4.1 Требования к управлению ЭУ…………………………………
1.4.2 Требования к методике обучения…………………………….
1.4.3 Требования к технической базе ЭУ…………………………..
1.4.4 Требования к алгоритмам и программам АОС……………..
2. Техническое задание……………………………………………….
2.1 Введение…………………………………………………………….
2.2 Наименование темы и область применения проектируемого объекта…………………………………………..
2.3 Основания для разработки……………………………………….
2.4 Назначение разработки…………………………………………..
2.5 Требования к программе или программному изделию………………………………………………………………
2.5.1 Требования к функциональным характеристикам…………
2.5.2 Условия эксплуатации………………………………………….
2.5.3 Требования к составу и параметрам технических средств…………………………………………………………….
2.5.4 Требования к информационной и программной совместимости…………………………………………………...
2.5.5 Требования к маркировке и упаковке………………………..
2.5.6 Требования к транспортированию и хранению…………….
2.5.7 Требования к программной документации………………….
2.6 Стадии и этапы разработки……………………………………..
2.6.1 Техническое задание……………………………………………
2.6.2 Техническое предложение…………………………………….
2.6.3 Эскизное проектирование……………………………………..
2.6.4 Техническое проектирование…………………………………
2.6.5 Рабочая документация…………………………………………
2.6.6 Освоение и внедрение…………………………………………
2.7 Порядок контроля и приемки……………………………………
2.7.1 Проверка на соответствие программе учебного курса……………………………………………………………….
2.7.2 Проверка на программную и аппаратную совместимость…………………………………………………..
2.7.3 Проверка на работоспособность…………………………….
2.7.4 Проверка на случайность выбора вопросов по курсу……
2.8 Источники разработки…………………………………………….
3. Средства реализации ЭУ…………………………………………
3.1 Обоснование выбора среды программирования……………..
3.2 Работа подсистем и модулей…………………………………….
3.3 Информационное обеспечение………………………………….
3.4 Аппаратное обеспечение…………………………………………
3.5 Программное обеспечение………………………………………
3.6 Возможность дальнейшего развития…………………………..
5. Распечатка учебника………………………………………………..
6. Организационно-экономическая часть…………………………..
6.1 Технико-экономическое обоснование разработки фрагментов ЭУ………………………………………………………….
6.2 Организационная часть…………………………………………...
6.3 Экономическая часть……………………………………………..
6.4 Вывод………………………………………………………………..
7. Безопасность и экологичность проектных решений………….
7.1 Выбор объекта анализа и его краткое описание………………………….
7.2 Анализ основных опасных и вредных факторов………………………..
7.3 Анализ производственных воздействий на окружающую среду……….
7.4 Анализ возможности возникновения чрезвычайных ситуаций в ВЦ…..
7.5 Мероприятия и средства по производственной санитарии…………….
7.6 Мероприятия и средства технике безопасности………………………….
7.7 Мероприятия и средства по защите окружающей среды…………….…
7.8 Мероприятия и средства по обеспечению защиты при чрезвычайных ситуациях………………………………………………………………………..
7.9 Расчетная часть………………………………………………………………..
7.10 Инженерная разработка по защите окружающей среды от шума……………………………………………………………..
7.11 Выводы……………………………………………………………
Заключение, приложения, диск учебника…………………………

ВведениеЗа последние десятилетия наблюдается существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов, изучаемых в средней и высшей школах. При этом во многих учебных заведениях наблюдается недостаток высококвалифицированных преподавательских кадров. Большие трудности часто возникают при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий различных видов. Указанные факторы негативно сказываются на качестве подготовки обучаемых. В связи с этим большое внимание уделяется применению прогрессивных методик обучения, в том числе предполагающих использование вычислительной техники.
Программы, предназначенные для передачи обучаемому знаний и/или умений, получили название "Автоматизированные обучающие системы" (АОС). Интерес к разработке АОС наблюдается с конца 50-х - начала 60-х годов.
Развитие обучающих систем в настоящее время идет в направлении придания им свойства адаптации к целям и условиям обучения.
В течении почти ста лет психологи значительную часть своих научных усилий тратили на то, чтобы понять процесс научения. При этом исследовались, главным образом, факторы, влияющие на быстроту усвоения и утрату полученных знаний. В результате этих усилий был установлен ряд надежных принципов, которые могут быть использованы для построения схем обучения.
Принципы обучения имеют прямое отношение к разработке автоматизированных обучающих систем. Рассмотрим кратко каждый из этих принципов:
1. Обучение идет быстрее и усваивается глубже, если учащийся проявляет активный интерес к изучаемому предмету.
2. Обучение является более эффективным, если формы приобретения знаний и навыков таковы, что без труда могут быть перенесены в условия "реальной жизни", для чего они и предназначены. Обычно это означает, что учащемуся важнее научиться находить правильные ответы на вопросы, чем просто узнавать их.
3. Обучение идет быстрее, если учащийся "узнает результат" каждого своего ответа немедленно. Если ответ правилен, то учащийся должен тотчас получить подтверждение этого, если неправильный - он столь же быстро должен узнать об этом. Даже незначительная задержка резко тормозит обучение. В настоящее время наши учащиеся вынуждены часто подолгу ждать результатов своего ответа.
4. Построена по принципу последовательного усложнения материала. Занятия следует начинать с самых простых заданий, для выполнения которых учащийся уже владеет необходимыми навыками и знаниями. Постоянно уровень сложности материала повышается. Это продолжается до тех пор, пока не будет достигнута желательная степень опытности и умения.
5. Знание результатов своей работы стимулируют выполнение очередного задания. Трудности, которые учащемуся необходимо преодолевать, должны возникать перед ним последовательно одна за другой, а успешное их преодоление развивает высокий уровень активности.
6. Поскольку обучение само по себе индивидуально, процесс обучения следует организовать так, чтобы каждый ученик мог проходить программу соответственно своим индивидуальным особенностям. По ряду причин одни усваивают материал быстрее других, поэтому обучение тех и других в одной группе затруднительно.
Решение многих из этих проблем возможно только с использованием обучающих программ. Лишь очень немногие из тех, кто работает в области создания таких программ, намереваются создать средство, предназначенное для замены преподавателя в аудитории. Самое большое, на что можно реально рассчитывать, - это надеяться, что эти системы облегчат труд учителя, освободив его от функций которые учитель и так почти не может выполнить, а именно на протяжении всего курса предмета, на каждом этапе немедленно после усвоения материала контролировать результат. Тогда у преподавателя будет больше возможностей для выполнения задач, которые под силу только человеку-преподавателю и в выполнении которых никакая машина не может его заменить.
Для реализации большинства вышеизложенных принципов обучения в автоматизированной обучающей системе просто необходима четкая структуризация учебного материала. Большинство же имеющихся на сегодняшний день систем разработки не обеспечивает возможности подробной структуризации учебного материала. Во многих случаях разработчику автоматизированной обучающей системы требуется наглядно представить ее структуру не только в общем виде, с точностью в лучшем случае до целой темы, как это позволяет сделать большинство систем, но и более конкретно, с деталировкой до более мелких структур, таких как определения, теоремы, алгоритмы и др. Это позволит разработчику увидеть возможные недоработки, неполноту материала, отсутствие каких-либо промежуточных элементов, необходимых для логической связи понятий. По данной структуре сразу можно будет увидеть базовые понятия, являющиеся основополагающими для данного учебника, знание которых необходимо перед началом процесса обучения.
По такой структуре можно легко определить правильность последовательности подачи материала для обучаемого, проверить корректность введенных определений. Наличие подобной структуры может послужить отправной точкой для построения интеллектуальной системы обучения, позволяющей в зависимости от уровня знаний пользователя указывать оптимальный путь обучения и контролировать усвоенные знания, выработать рекомендации по изменению плана учебного процесса. Все это в целом позволит усовершенствовать цикл обучения и уменьшить временные затраты, необходимые на изучение.
В современных условиях перед высшей школой как никогда остро стоит задача подготовки специалистов, обладающих основательными теоретическими знаниями и практическими навыками. Эта необходимость обусловлена растущими темпами научно-технического прогресса, что приводит к интенсификации процесса расширения и углубления знаний студента.
Высокие темпы роста научно-технического прогресса приводят к увеличению объема знаний, которыми должен владеть студент, а сохранение общих сроков обучения создает противоречия с требованием увеличения объема знаний у обучаемых, устранить которое позволяют новые методы в сочетании с различными техническими средствами. При этом одним из наиболее эффективных путей является создание и применение автоматизированных обучающих систем и комплексов на базе ЭВМ различного назначения.
Компьютеризация учебно-воспитательного процесса в ВУЗах невозможна без внедрения электронных учебников (ЭУ), являющихся одним из видов автоматизированных обучающих систем (АОС). Они обеспечивают адаптацию процесса обучения к индивидуальным способностям обучаемых, разгружают преподавателя от непродуктивных операций. При проведении занятий с использованием ЭУ существенно возрастает активность и самостоятельность обучаемых.
Предлагаемая автоматизированная обучающая система предназначена для интенсификации процесса обучения по специальности ИСИТ. Использование системы позволит сократить время изучения дисциплины, а также позволит получить более прочные знания на занятиях.

Список литературы1. Л. М. Гольденберг. Импульсные устройства. М.: " Радио и связь", 1981 г.
2. В. Л. Шило. Популярные цифровые микросхемы. М.: "Радио и связь", 1887 г.
3. Дж. Хилбурн, П. Джулич. "Микро-ЭВМ и микропроцессоры". М.: Мир. 1979 г.
4. Ч. Гилмор. "Введение в микропроцессорную технику". М.: Мир. 1984 г.
5. Левенталь Л. "Введение в микропроцессоры". М.: 1983 г.
6. Мирский Г. Л. "Микропроцессоры в измерительных приборах". М.: 1984 г.
7. Балашов Е.Л., Пузанков Д.Д.