Факторы повышения эффективности природопользования 14

Содержание1. Программно-целевой метод в решении проблем природопользования 2
1. Особенности, значение программно-целевого метода и его применения в природопользовании. 2
2. Этапы реализации целевой комплексной программы (ЦКП). 4
3. Основные положения концепции программ природопользования. 4
4. Структура и содержание ЦКП в природопользовании. 5
5. Организационно-правовое и нормативное обеспечение ЦКП. 6
6. Экономический механизм реализации ЦКП. 9
7. Информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг. 11
8. Научное и финансовое обеспечение ЦКП 12
2. Факторы повышения эффективности природопользования 14
1. Оптимизация ресурсопотребления - главный фактор повышения эффективности природопользования. 14
2. Экономическое содержание нормы расхода ресурсов. 14
3. Методические положения по определению удельного расхода ресурсов. 16
4. Резервы повышения эффективности природопользования. 16
3. Экологический менеджмент: сущность, содержание, перспективы развития 22
1. Понятие об экологическом менеджменте. 22
2. Особенности его организации. Задачи экологического менеджмента. 22
3. Специфика экологического менеджмента. 24
4. Экологический паспорт предприятия как необходимое условие для организации экологического менеджмента. 25
5. Экологическое аудирование - важный элемент экологического менеджмента. 26
4. Государство и рынок в охране окружающей среды 30
1. Причины неэффективности государственных мероприятий в охране окружающей среды. 30
2. "Провалы" рынка в экологической сфере. 35
3. Макроэкономическая политика и экологический фактор. 37
4. Типы экономического механизма природопользования. 38
5. Направления формирования экономического механизма природопользования в условиях перехода к рынку 40
Литература 46

ВведениеСущность программно-целевого метода планирования состоит в комплексном подходе к достижению заданной цели с помощью особой программы, в которой предусматривается организационный механизм реализации программы. Первым этапом программно-целевого планирования является постановка и четкая формулировка определенной задачи; под конкретную задачу разрабатывается и утверждается план действий (программа) с детальным описанием мероприятий и лиц (организаций), ответственных за проведение каждого мероприятия. Программа должна предусматривать источники финансирования, этапы реализации, критерии оценки достигнутых результатов.
Программно-целевой метод планирования природопользования на уровне государства представляет собой пакет нормативных актов (Планов, Программ, Мероприятий и т.д.), рассчитанных, как правило, на долгосрочной основе (2-5 лет).
В конце 1993 г., в соответствии с решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию, был разработан национальный план действий России по окружающей среде, который в 1994 г. стал основой подготовки базисных документов, определяющих экологическую политику страны.
4 февраля 1994 г. Указом Президента Российской Федерации одобрены "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Во исполнение этого Указа был разработан и утвержден план действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994-1995 гг. (от 18.05.94 г. №496), а также проведен конкурс на разработку проекта Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития.
План действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды представляет собой перечень конкретных мероприятий - законодательных и нормативных актов, программ и других проблем, подлежащих разработке и реализации в установленные сроки ответственными исполнителями. Из 96 работ, предусмотренных планом действий Правительства, 30 (29%) - это законопроекты, 47 (45%) - федеральные целевые программы (подпрограммы) и 19 (26%) - прочие нормативные документы. В сфере решения проблем взаимодействия общества и природы, сохранения природных богатств, предотвращения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления окружающей среды большое место отводится федеральным целевым программам. Они являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, активного воздействия на экономические и экологические процессы для достижения конечных социально-экономических результатов.
Список литературы1. Алексеенко В. Программный выход из экологического кризиса развития // Зеленый мир. - 1994. - № 15
2. Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки // Рос. экономический журнал. - 1993.-№7.
3. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования.-М, 1997.
4. .Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования. -М.: Изд-во ЮНИТИ, 1998.
5. Джанкар Уэбстер. Проблемы и перспективы охраны окружающей среды в условиях рынка: Опыт США // Вести. МГУ. Серия 6: Экономика. - 1992. - № 5.
6. Закон РФ о предприятиях и предпринимательской деятельности. (Учет, отчетность, контроль) // Юридический сб. - Вып. 4. -Свердловск, 1991.
7. Катасонов В.Ю., Виноградова А.Е. Использование рыночных механизмов в охране окружающей среды // Проблемы окружающей среды
8. Макаров С.В., Каменская Ю.Ю. Экологическое аудирование:
9. Метод, пособие / Под ред. В.В. Тарасова. - М.: ЦРДЗ, 1994.
10. 0 государственной программе охраны окружающей среды в РФ. -М, 1992.
11. Силаев А. Система платного природопользования. //Экономист № 3. 2000.
12. Федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий". - М., 1996.
13. Успенский С.В., Нечепоренко О.Л. Экологический менеджмент. - СПб., 1992.
14. Яндыганов Я.Я. Экономика природопользования. - Екатеринбург, 1997.