Совершенствование организации ценообразования в условиях переходной экономики республики Беларусь

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1. Цена как экономическая категория. Теории ценообразования 5
1.2. Функции цены в экономике 8
1.3. Факторы, определяющие уровень цен в рыночной экономике 11

2. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.1. Этапы формирования цены, состав цены, формирование себестоимости 16
2.2. Методы ценообразования на предприятии 19
2.3. Ценовая политика предприятия 24

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
3.1. Механизм государственного регулирования цен в Республике Беларусь 28
3.2. Основные проблемы в сфере ценообразования и возможные пути их решения в экономических условиях Республики Беларусь 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
40


ВведениеТрудно переоценить то значение, которое имеют цены в условиях любой национальной экономики. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение потоков (товарных и денежных) внутри страны, распределение национального дохода, уровень благосостояния населения.
Почти для всех производителей, вне зависимости от форм собственности, вопрос о ценах является главным, так как в зависимости от ее уровня предприятие либо получает прибыль и продолжает развиваться, вкладывая деньги в совершенствование товара или создание нового изделия, приобретая новые технологии, или убыток со всеми вытекающими последствиями. Правильная методика расчета и установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любой фирмы в условиях рыночных отношений.
Важность перечисленных факторов возрастает при выходе в сферу внешнеэкономических связей, когда приходится учитывать опыт и высокую квалификацию контрагентов и конкурентов, которые уже давно присутствуют на данном рынке и обладают эффективным управленческим аппаратом, используя развитую рекламную сеть и отлаженную систему сбора и анализа коммерческой информации.
В силу вышеуказанных причин развитие "ценовой грамотности" стало одной из основных задач общества. Актуальность данного вопроса и легла в основу выбора темы курсовой работы.
Объектом исследования является предприятие, предметом - процесс ценообразования на предприятии.
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов ценообразования на предприятии и определение путей его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть экономическую сущность ценообразования в рыночной экономике;
Проанализировать процесс формирования цен на продукцию предприятия;
Определить пути совершенствования организации ценообразования в условиях переходной экономики Республики Беларусь.
Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.
Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению экономических процессов и явлений, общенаучные методы исследования, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения, экспертные оценки и др.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени. Фундаментальные и прикладные исследования, направленные на рассмотрение экономического содержания и сущности ценообразования на предприятии, были проведены отечественными и зарубежными учеными, среди которых Емельянова Т.В., Морозова А.С., Полещук И.И., Салимжанов И.К., Сафронов Н.А., Тарасов В.И., Фрунзе В.П., Шаркова О.Э. и другие.
При написании курсовой работы были изучены нормативно-правовые акты, монографическая и учебная литература, журнальные и газетные статьи, посвященные данной проблеме.

Список литературы1. Герасименко В.В. Ценообразование: Учеб. пособие / Герасименко В.В.; Московский Гос. Ун-Т Им. М.В.Ломоносова. -М.: ИНФРА-М, 2005. -419с.
2. Емельянова Т.В. Ценообразование: Учебное пособие для вузов / Емельянова Т.В. -Мн.: Выш. шк., 2004. -240с.
3. Касперович И. Затратное и ценностное ценообразование: сравнительный анализ // Финансы, учет, аудит. -2004. - 11. -C.68-69.
4. Керашев М.А. Экономика промышленного производства: Учебник. - Краснодар: Изд-во "Печатный двор Кубани", 1998. - 173с.
5. Леванова Л.Н. Ценообразование: Учеб пособие. - Саратов: Изд-во Поволжского межрегионального учебного центра, 2003. - 56с.
6. Морозова А.С. Государственное регулирование ценообразования // Экономика. Финансы. Управление. -2005. - 8. -C.69-76.
7. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием: Конспект лекций. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997. - 374с.
8. О Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. 928 /Ред. от 18 сентября 2002 г./ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2001. -63. -5/6282).
9. О Концепции ценообразования в Республике Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2005 г. 799 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2005. -120. -5/16291).
10. О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. 285 /Ред. от 8 декабря 2005 г./ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -40. -1/371).
11. О ценообразовании: Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. 255-З /Ред. от 31 декабря 2005 г./ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -37. -2/30).
12. Об улучшении финансового положения организаций Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2005 г. 805 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2005. - 120. -5/16297).
13. Паршин В.Ф. Государственное регулирование цен и ценообразования в Республике Беларусь // Веснк Беларускага Дзяржанага эканамчнага унверстэта. -2003. -2. -С.54-58.
14. Полещук И.И. Ценообразование: Учебник для вузов / И.И.Полещук, В.В.Терешина. -Мн.: БГЭУ, 2001. -303с.
15. Прохорчик А. Ценообразование в условиях государственного регулирования // Директор. -2004. -10. -С.17-19.
16. Пунин Е.М. Маркетинг, менеджмент, ценообразование на предприятии. -М.: Международные отношения, 1999. -661с.
17. Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование // Финансы. -2005. - 9. -C.16-19.
18. Сергачев Д. Стратегические и тактические задачи ценообразования // Маркетинг, реклама и сбыт. -2004. - 6. -C.47-54.
19. Табакерова Н.И. Проблемы ценообразования в Республике Беларусь и способы их решения // Вестник Могилевского государственного технического университета. -2005. - 1. -C.228-232.
20. Тарасов В.И. Ценообразование: Учеб. пособие / Тарасов В.И. -Мн.: Книжный Дом, 2005. -256с.
21. Федотов М. Конкурентное ценообразование на предприятии // Маркетинг. -2005. - 2. -C.49-55.
22. Фрунзе В. Парадоксы калькуляции // Экономическая Газета. -2004. -18. -С.3.
23. Фрунзе В.П. О совершенствовании ценообразования в Республике Беларусь // Экономика. Финансы. Управление. -2005. - 11. -C.22-28.
24. Цены и ценообразование: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. -Спб.: Питер, 2001. -462с.
25. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. В.Е. Есипова. -СПб.: Интер, 1999. -472с.
26. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. -М.: ЗАО "Финстатинформ", 2001. -304с.
27. Шаркова О.Э., Карякина О.А. Ценообразование: Курс лекций. -Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. -170с.
28. Шеховцева Л.С. Основы рыночного ценообразования: Курс лекций / Калинингр. ун-т. -Калининград, 1997. -75с.
29. Экономика предприятия (фирмы): Практикум. / Л.П.Афанасьева, Г.И.Болкина, О.Ф.Быстров и др.; Под ред.О.И.Волкова, В.Я.Позднякова. -М.: ИНФРА-М, 2003. -331с.
30. Экономика предприятия: Учеб. пособие. / В.П.Волков, А.И.Ильин, В.И.Станкевич и др.; Под ред. А.И.Ильина. -2-е изд., испр. -Мн.: Новое знание, 2004. -672с.
31. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. -М.: "Юристъ", 1998. -584с.

Похожие работы

  • Курсовая работа
    СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

    ВВЕДЕНИЕ Трудно переоценить то значение, которое имеют цены в условиях любой национальной экономики. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение потоков (товарных и денежных) внутри страны, распределение национального дохода, уровень благосостояния населения.

  • Реферат
    Инфляция в условиях переходной экономики

    В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна для денежного обращения: России - с 1769 до 1895 г.

  • Курсовая работа
    Социальная политика в условиях переходной экономики

    Введение Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной приводит к возникновению ряда проблем в сфере социально-трудовых отношений и обострению проблем занятости. Только умелое государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить успех реформ.

  • Курсовая работа
    Регулирование издержек производства в условиях переходной экономики

    Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма (или предприятие). Фирма - это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельной, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью повышения прибыли (или дохода).

  • Курсовая работа
    Сущность цены и ее функции в условиях переходной экономики

    Одним из ключевых элементов современной рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими предприятиями и организациями в качестве одного из самых проблемных вопросов встает вопрос об определении цены на свои товары и услуги.

  • Контрольная работа
    Развитие налоговой системы России в условиях переходной экономики

    Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений.

  • Курсовая работа
    Регулирование издержек производства в условиях переходной экономики

    Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма (или предприятие). Фирма - это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью, обладает хозяйственной самостоятельной, объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью повышения прибыли (или дохода).

  • Дипломная работа
    Управление государственной собственностью в условиях переходной экономики

    В настоящей монографии проанализированы проблемы управления государственной собственностью, сделана попытка классификации объектов федеральной собственности и способов управления федеральной собственностью. Исследован опыт управления государственной собственностью в зарубежных странах.

  • Реферат
    РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

    В банковской системе любой страны центральный банк играет ключевую роль. От его деятельности зависит устойчивость развития как национальной экономики, так и банковского сектора страны. Регулируя денежный оборот в наличной и безналичной формах, центральный банк создает решающие экономические предпосылки для обмена продуктами труда, движения товаров и услуг от производителя к потребителю общественных благ.

  • Курсовая работа
    Влияние на формирование цен внешних и внутренних факторов в условиях переходной экономики

    Одним из ключевых элементов современной рыночной экономики являются цены, ценообразование, ценовая политика. Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими предприятиями и организациями в качестве одного из самых проблемных вопросов встает вопрос об определении цены на свои товары и услуги.

  • Курсовая работа
    Анализ практики формирования корпоративных структур в условиях переходной экономики

    Актуальность темы исследования. На современном этапе корпоративные объединения оказывают все большее влияние на развитие мировой и национальных экономик, формирование нового экономического пространства, развитие финансовых рынков. К основным преимуществам крупных корпоративных объединений относится: отсутствие ограничений по сферам деятельности, снижение предпринимательских рисков, возможность привлечения неограниченного количества инвесторов и аккумулирования значительных объемов капитала, высокий потенциал управляемости.

  • Дипломная работа
    Теоретические аспекты социально-экономических моделей занятости в условиях переходной экономики (Казахстан)

    Современный этап развития общества обусловил радикальные сдвиги в общественно-политической и экономической жизни страны. Курс проводимых реформ - преобразить социально-трудовую сферу. Совершилась подлинная революция в занятости, а вместе с ней резко изменились общественные условия труда миллионов людей.

  • Дипломная работа
    Теоретические аспекты социально- экономических моделей занятости в условиях переходной экономики (Казахстан)

    Введение.........................................................................................................5 Глава I. Теоретические аспекты социально-экономических моделей за- нятости в условиях переходной экономики..................