ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ1

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 7
1.1 Сущность, место и роль малых предприятий в рыночной экономике 7
1.2 Опыт функционирования малых предприятий в развитых странах 11
1.3 Проблемы становления и развития малых предприятий в Российской Федерации и пути их преодоления 18
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 41
2.1. Анализ итогов социально-экономического развития Челябинской области в 2004 году и его перспективы 41
2.2. Мониторинг состояния малого предпринимательства на территории Челябинской области 53
2.3. Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в 2003-2004 г.г. 56
Глава 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ В ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 70
3.1. Основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства 70
3.2. Формирование механизма поддержки малого предпринимательства в Челябинской области 82
3.3. Организация финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 100

ВведениеНесмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства, в современной России этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится до 60 % валового национального продукта.
Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность.
Неоправданно низкие темпы развития малого предпринимательства препятствуют достижению и главных социальных целей, традиционно обеспечиваемых системой эффективно функционирующих малых и средних предприятий: формирование среднего класса - основного гаранта социальной и политической стабильности общества, создание новых рабочих мест, в том числе для молодежи и незащищенных слоев общества, обеспечение снижения уровня безработицы, социальной напряженности и экономического неравенства.
Вместе с тем, анализ имеющихся статистических и аналитических данных о состоянии и динамике развития малого предпринимательства показывает, что в Российской Федерации созданы необходимые предпосылки для реализации эффективной государственной политики поддержки малого предпринимательства, условия для ускоренного его развития и превращения в стратегический фактор социально-экономического развития страны. К этим предпосылкам относятся:
- традиционно высокий уровень предпринимательских способностей россиян;
- конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;
- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки;
- наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;
- достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства, способные стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.
К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:
- избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;
- негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
- недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как "консервация" личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
- недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов.
Эти явления и факторы имеют достаточно глубокие исторические и психологические корни. Для их преодоления необходимы особые усилия и принятие государством конкретных мер по коррекции политики в идеологической, экономической, административной, правоохранительной, образовательной сферах, - там, где эти явления укоренены в наибольшей степени, поскольку инерция, взаимное недоверие и непоследовательность государственной политики, как показывает историческая практика реформ и преобразований в российском обществе, включая её советский период, способны обречь на неудачу любые прогрессивные начинания.
Разработка и обоснование комплекса мер, направленных на преодоление негативного влияния явлений, препятствующих эффективному развитию малого и среднего предпринимательства, на базе существующих объективных предпосылок и вызовов времени, является главной целью настоящей Концепции, разработанной по поручению Президента Российской Федерации при участии представителей государственных органов власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также представителей организаций негосударственного сектора, участвующих в реализации мероприятий по поддержке малого предпринимательства.
Объект исследования: малые предприятия.
Предмет исследования: государственная поддержка малого бизнеса.
Цель исследования: проанализировать состояние и выработать основные направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации на примере Челябинской области.
Задачи исследования:
- Рассмотреть теоретические основы создания и развития малых предприятий.
- Проанализировать состояние государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области.
- Выработать рекомендаций, направленных на решение проблем в поддержке и развитии малого предпринимательства в Челябинской области.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили работы классиков экономической науки, теории управления.
В дипломной работе использованы материалы социологической и тематической литературы, периодических изданий, а также материалы, полученные в процессе непосредственной практической работы автора.
Данной проблеме посвящен широкий круг научных публикаций, однако большинство исследователей обращаются к зарубежному опыту, не затрагивая российскую практику.



Список литературыСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г.)
2. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в российской федерации
3. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 30 ноября 2004 г. N 1543 "Об утверждении прогноза социально-экономического развития Челябинской области на 2005 год"
4. Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 205-ЗО "О государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области"
5. Областная целевая Программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Челябинской области на 2003-2005 годы (с изменениями от 30 октября 2003 г., 28 октября 2004 г.)
6. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. - М.: Финансы и статистика, 2003.-350с.
7. Андреев И.М. О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности // Налоговый вестник. - 2001. - №2. С. 17-21
8. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие. - М.: Анкил, 2003.-459с.
9. Архиев А.О. Становление механизма реализации потенциала малого предпринимательства // Внешнеэкономический бюллетень. - 1999 - № 7. С. 24-27
10. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению малого бизнеса. - М.: НВЦ "Маркетинг", 1999.-289с.
11. Васильева Е.Е. Проблемы малого предпринимательства. В кн. Механизмы развития малого предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. - М., 2002.-196с.
12. Виленский Л. Почему не востребован малый бизнес в России // Бизнес для всех. - 2000. - № 2. С. 34-37
13. Власов В.С. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в России. Аналитический сборник. Академия менеджмента и рынка. - М., 2002.-201с.
14. Волгин В.В. Управление персоналом малого предприятия. - М.: Маркетинг, 2002.-238с.
15. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. Учебное пособие. - М.: Изд-во РАГС, 2001. - 224 с.
16. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 255 с.
17. Гранберг А.Г. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза //РЭЖ - 2000. - №4.-С.5-11
18. Грибов В.Д. Менеджмент в малом бизнесе. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.-365с.
19. Дипломатический лизинг для малого бизнеса // Учет, налоги, право. - 2001. - № 23. С. 23-25
20. Дымов Т. Малые предприятия в капкане аренды // Малое предприятие. - 2001. - № 1. С. 12-18
21. Иванова Л. Есть ли потенциал у малого предпринимательства // Малое предприятие. - 2000. - № 1. С. 30-36.
22. Итоги социального-экономического развития Челябинской области в 2004 // http://www.regnum.ru/news/393054.html
23. Каретников М.В. Государственное регулирование экономики. - Челябинск. - 1998. С. 49-51
24. Крайний В. Большая борьба малого бизнеса // Финансовая Россия. - 2000. - № 12. С. 7-15
25. Ксенофонтова Н., Шуткин А. Лизинг как альтернатива имущественной поддержки малого предпринимательства // Финансовая газета. - 2000. - № 2. С.32-35.
26. Кузнецова О. Экономическое развитие регионов. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 308 с
27. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА - М, 1998. -с.39-41
28. Львов Д.С., Поршнев А.Г. Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы. - М., 2002.-421с.
29. Малый бизнес России - состояние, проблемы и перспективы, Аналитический обзор. 1996.-146с.
30. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. Пособие для вузов / Под. Ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандвра. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-401с.
31. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс, 1996.-496с.
32. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - с. 263-265
33. Подпорин Ю. Малых не становится больше. // Экономика и жизнь. - 2001. - № 6.-С.25-28
34. Предпринимательство: Учебник/ под ред. М.Г. Лапусты - М.: ИНФРА - М, 2004. - (Серия "Высшее образование"). С. 60-65
35. Прогнозные оценки итогов развития социально-экономического положения Челябинской области за 2002 год.-Челябинск, 2002.-35с.
36. Программа государственной поддержки МП // Малое предприятие. - 2000. - № 6. С. 40-43.
37. Развитие и экономический рост региона: В.И. Бархатов, Б.Ш. Капкаев, Д.А, Плетнев и др. -Челябинск: Издательство ЮурГУ, 2004
38. Российский статистический ежегодник. 2002. Стат. Сб. - М.: Госкомстат России, 2002.
39. Российский статистический ежегодник. 2003. Стат. Сб. - М.: Госкомстат России, 2003.
40. Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. Сб. - М.: Госкомстат России, 2004.
41. Справочник кризисного управляющего /Под.ред. проф. Уткина Э.А. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2002.-612с
42. Справочник-тренинг для предпринимателей малого и среднего бизнеса (вопросы и ответы)/ Под общ. ред. проф. Мельнова М.А. - Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2001, - 425 с
43. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для студ. экон. спец. вузов/Г. З. Базаров, С. Г. Беляев, Л. П. Белых и др.; Под ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина.-М. :Закон и право:"ЮНИТИ",2003.-469 с.
44. Урал на рубеже веков: проблемы и прогнозы социально-экономического развития/ Под общ. Ред. А.И. Татаркина. - М.: Экономика,1999.-463 с.
45. Финансы. /Под ред. А. М. Ковалевой - М.: "Финансы и статистика", 2003.-432с
46. Цуканов И. Льготный режим для честного бизнеса // Российская газета. - 2001. - № 20. - с. 15-20
47. Экономика организаций малого предпринимательства.-М: Феникс, 2004.-467с.
48. Экономика предприятия: Учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по экон. специальностям/ Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова; Подгот.: О. И. Волков, Н. Б. Акуленко, Ю. Ф. Елизаров и др.; под ред. О. И. Волкова.-М.: ИНФРА-М, 2002.-414с.
49. Эффективный экономический рост: теория и практика: Учебное пособие /Под ред. Т.В. Чечелевой. - М.: Экзамен, 2003. - 320 с.
50. Ясин Е.Г. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее.-М., 2004.-268с.