Ответственность и методики её изучения

Содержание1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И МЕТОДИКИ ЕЁ ИЗУЧЕНИЯ
ВведениеОтветственность - один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют "качеством высшего порядка" из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.
Понятие ответственность предполагает наличие субъекта и требует указания на объект. Субъект - конкретная личность, взаимодействующая с миром. Объект - это то, за что субъект несет ответственность, "что возложено на него или принято им для исполнения". Это может быть поручение, просьба, судьба общего дела и др. Взаимосвязь субъекта и объекта создает временную перспективу понятия: ответственность за совершенное действие - ретроспективный аспект; ответственность за то, что необходимо совершить - перспективный аспект.
Принимая решение поступить так или иначе, человек выбирает между своими узкоиндивидуальными интересами и интересами более широкого общественного окружения, между "должен" и "хочу". Речь идет о нормативной регуляции, особом механизме регуляции поведения людей в ситуации свободного выбора. Различают два вида нормативной регуляции: 1. Обычно-традиционная регуляция. Основными критериями этой регуляции поведения являются нормы, существующие на сегодня в обществе. За выполнением этих норм следят так называемые "инстанции", перед которыми надо держать ответ 9, 34 . Инстанция оценивает деятельность субъекта ответственности и налагает санкции в зависимости от степени вины и заслуг. Именно такой подход наблюдается в традиционной системе обучения. В силу возрастных особенностей ребенок не может управлять своим поведением, отвечать за последствия своих действий в той степени, как это необходимо. Поэтому организацией общего дела, распределением обязанностей между детьми, проверкой правильности выполнения заданий и поручений занимается преимущественно школьный учитель. Он берет на себя функции "инстанции", лишая детей возможности проявить самостоятельность. 2. Морально-нравственная регуляция. В качестве критериев выступают обобщенные этические принципы из сферы должного и ценного для самой личности. В роли инстанции выступает сам субъект ответственности. В этом случае ответственность - средство внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции (саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное "по своему усмотрению, сознательно и добровольно" [21. С.19]. Таким образом, ответственность предполагает наличие определенного уровня саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Система обучения, отражающая эти положения, существенно отличается от традиционной: учащиеся самостоятельно планируют выполнение тех или иных дел, распределяют обязанности, контролируют выполнение, определяют для себя систему санкций. Педагог осуществляет ненавязчивую помощь-поддержку на всех этапах выполнения задания.
В качестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности. Среди них честность, справедливость, принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.
Рассмотрим проявление этого качества у детей младшего школьного возраста. Среди показателей ответственности этой возрастной группы К.А.Климова [13] выделяет: осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводит дело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера, результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценку других и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.
Большой круг исследователей рассматривает волевые качества, в том числе ответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную черту личности. В младшем школьном возрасте это качество находится в процессе формирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняется деятельность ребенка (игра - учение - труд), какая деятельность в настоящий момент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системе общественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности. Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьников отдельно в разных видах деятельности.
В качестве основных критериев проявления ответственности в учебной деятельности, по мнению М.В.Матюхиной и С.Г.Яриковой [41], могут выступать: умение выполнять требования учителя сразу и до конца; умение планировать и организовывать свою деятельность; умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовке домашних заданий; умение дать нравственную оценку своего поведения и поведения товарищей; проявление положительного отношения к учению и требованиям учителя, получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевых усилий при выполнении задания и др. Ответственный ученик понимает социальные ценности учения, проявляет критичность в оценке своего отношения к учению, своего поведения, своих личностных качеств, умеет признавать свои ошибки, правильно истолковать их причины.
Исследования С..Я.Лайзане 16 показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, затем - в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формирования позиции школьника, - в учебной деятельности.


1.2 Методы и методики изучения ответственности.


Для изучения ответственности младшего школьника можно использовать различные методы и методики.
Изучение представлений об ответственности. Чтобы выявить, как младшие школьники осознают понятие "ответственность", какого ученика они считают ответственным, можно провести опрос:
1. Как ты понимаешь, что такое ответственность?
2. Какого ученика ты бы назвал ответственн
Список литературыЛ.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. -М., 1958.
29. Славина Л.С. Знать ребенка. Чтобы воспитывать. - М.. 1976.
30. Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии. - 1956. 4. С.96-105.
31. Славина Л.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений. - В кн.: Вопросы психологии личности школьника. - М., 1961.
32. Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: Автореф. дис. докт. психол. наук. - Тбилиси, 1985.
33. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / Изб. педагогич. соч. - М., 1979. Т. 1. С.267-538.
34. Фартухова Г.В. Социальная ответственность личности и атеизм. - М., 1980.
35. Флейвелл Д.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., 1967.
36. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. - М.:Педагогика, 1986.
37. Шульга Т.И. Возрастные особенности волевых качеств школьников и их формирование в процессе физического воспитания: Автореф. дис..канд. психол. наук. - М., 1986.
38. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии. - 1971. 4.
39. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М., 1984.
40. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. Рекомендации / Сост. М.В.Матюхина, Т.А. Саблина. - Волгоград, 1994.
41. Теоретико-методологические основы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов /ВГПИ. - Волгоград, 1984.



Похожие работы

  • Курсовая работа
    Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

    Актуальность, темы работы обусловлена тем, что всё больше совершается правонарушений в сфере налогообложения и это наносит серьезный ущерб по экономике страны и политической стабильности в России. Отношения, регулируемые Налоговым кодексом РФ, относятся к налоговым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения.

  • Курсовая работа
    Ответственность лиц, совместно причинивших имущественный вред

    Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, предусмотренных гражданским законодательством. Солидарный характер ответственности лиц, совместно причинивших вред, объясняется неделимостью результата их вредоносных действий и необходимостью создания условий для восстановления нарушенных прав потерпевшего.

  • Контрольная работа
    Методики свойств нервной системы учащихся

    1.1. Настроение не устойчивое, часто бывают перепады, бурное веселье может смениться раздражением. 1.2 .Настроение всегда ровное, спокойное. 1.3. Настроение обычно приподнятое, веселое, жизнерадостное. 1.4. Настроение обычно подавленное, часто грустит. 2.

  • Контрольная работа
    Описание методики анализа

    Влияние инфляции сказывается на многих аспектах финансовой деятельности предприятия. В процессе инфляции происходит относительное занижение стоимости отдельных материальных активов, используемых предприятием; снижение реальной стоимости денежных и других финансовых его активов; занижение себестоимости производства продукции, вызывающее искусственный рост суммы прибыли и приводящее к росту налоговых отчислений с нее; падение реального уровня предстоящих доходов предприятия и т.

  • Реферат
    Личностная ответственность

    10. Личностная ответственность. Ответственность является важнейшей характеристикой личности, ответственность - это то, что отличает социально незрелую личность от личности социально зрелой. В настоящее время в психологии распространена концепция (теория локуса контроля) о двух типах ответственности.

  • Курсовая работа
    Особенности анализа и методики расчета емкости современного рынка

    Емкость рынка является одним из основных объектов исследований в маркетинге. Этот показатель демонстрирует принципиально возможный объем (в физических единицах или стоимостном выражении) сбыта товара. При исследовании емкости рынка товаров индивидуального (потребительского) назначения анализируют национальный доход, уровень доходов населения, заработную плату, потребительские расходы и разные факторы, которые определяют спрос на данный товар индивидуальных потребителей.

  • Дипломная работа
    Административная ответственность за налоговые нарушения

    Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.

  • Реферат
    Правонарушения и юридическая ответственность

    До недавнего времени исследованию правонарушения в общей теории государства и права большого внимания не уделялось. В нынешних же условиях эта проблема стала весьма актуальной в силу необходимости разработки общих методологических подходов к ее изуче-нию. Нарушения многих требований норм права в обществе имеют массовый характер и наносят весьма ощутимый вред, как моральный, так и материальный, что позволяет считать правонарушение явлением социальным.

  • Реферат
    Проективные методики

    Проективный метод направлен на исследование личности. На развитие проективного метода существенное влияние оказали классический психоанализ, холистическая психология и экспериментальные исследования New Look. Эти направления в психологии принято считать теоретическими источниками проективного метода.

  • Дипломная работа
    Уголовная ответственность за доведение до самоубийства

    Государство защищает право человека на жизнь путем создания условий достойного и безопасного существования граждан. Опосредованный результат неспособности государства обеспечить основные социальные потребности человека - самоубийство, т.е. намеренное лишение себя жизни.

  • Контрольная работа
    Изучение методики аудита учета готовой продукции и ее реализации

    Цикл выпуска и продажи готовой продукции является основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются такие значимые для пользователей бухгалтерской отчетности показатели, как выручка от продажи, себестоимость проданной продукции и прибыль (убыток) от продажи.

  • Контрольная работа
    Административная ответственность

    2. Задача Предприниматель Краснов заключил с Лукьяновым договор на выполнение работ по ремонту квартиры. Договором предусматривалось, что Краснов к 20 августа обязан облицевать стены ванной комнаты кафелем, перестелить и отциклевать паркет, окрасить потолки и оклеить стены обоями.

  • Контрольная работа
    Почва и ее ответственность за развитие биосферы (Украина)

    Основателем учения о почве как биокосном теле считается В.В.Докучаев. Еще в 80-х годах XIX века он определил почву как естественно-историческое тело, которое образуется под воздействием климата и живых организмов из геологических пород. Самое главное в его определении почвы - это ударение на том, что без живых организмов почвы быть не может.