Пробелы в праве. применение аналогии права и аналогии закона

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ. ПРИМЕНЕНИЕ АНАЛОГИИ ПРАВА И АНАЛОГИИ ЗАКОНА. 7
2. ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ПРАВА. 10
3. ПРАВОВЫЕ КОНФЛИКТЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПРАВОПОРЯДКА. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

ВведениеСегодня, когда наше государство встало на путь построения правовых общественных отношений, чрезвычайно важной представляется проблема определения социокультурной природы права. Аналогично тому, как неразумно строить дом без фундамента, немыслимо, даже катастрофично, реформировать правовую систему государства без осознания ее сущностных характеристик. Унификация правовых систем в современном мире доказала свою нежизнеспособность, и в этой связи мы актуализируем внимание к духовным основам бытия права и правосознания. Таковые, выражая самобытные черты каждого сообщества, представляются наиболее действенными факторами модернизации права в органической совокупности с социокультурной средой. В современный нам исторический период господство материалистических ценностей наглядно демонстрирует свою ограниченность, неспособность справиться с животрепещущими социальными проблемами, в том числе правового характера. Такое положение обусловливает естественный интерес к познанию идеальной сферы нашего бытия, ее взаимодействия с нормативной системой общества.
"Искать сущность права вне социума, как и пытаться отгородить его от других социальных явлений, - занятие бессмысленное", - пишет И.Л. Честнов. Правовая сфера обладает лишь относительной самостоятельностью по отношению к социальному целому и ни при каких условиях не может отличаться от соответствующего типа общества. Можно утверждать, что какова характеристика общества, таково же содержание (в общем и целом) права.
Право, являясь сферой духовной деятельности людей, формируется как внутреннее, идеальное стремление к совершенствованию общественных отношений и в этом стремлении направляемо идеалом, представлением о том, как может и должно быть. Исходя из этих установок, мы утверждаем идеальную сущность права. Такая постановка вопроса позволяет воспринять право не как инструмент для реализации политической программы преобразования общества, а как объективно сформировавшуюся социальную потребность в достижении наилучшего состояния.
Известный болгарский правовед Н. Неновски подчеркивал, что без ценностного подхода нельзя выявить подлинную роль права в социокультурном прогрессе, во всей полноте уяснить преобразующее значение правового сознания, чисто человеческие, личностные аспекты права. Уяснению духовной сущности права, его ценностных критериев посвящена его книга "Право и ценности". Ценностными критериями в сфере права, считает ученый, выступают его идеалы, в основе которых лежат определенные общественные потребности, интересы. Давая в этой связи ретроспективную оценку естественно-правового учения, Н. Неновски указывает, что "оно обосновало необходимость оценочного подхода к действующему праву и направило внимание на поиски критерия оценки права вне самого права и вне государства как организации, обладающей функциями в области правотворчества и правоприменения". Потребность в правовых критериях-ориентирах является естественной, обусловленной самой природой, сущностью права.
Эту идею обосновывает в своей работе Ж.-Л. Бержель. Право, функция которого сводится к упорядочению общественных отношений, считает он, "соединяет данные реальности с наблюдениями психологического, морального, религиозного, экономического, политического порядка и конструирует на такой основе желаемые социальные отношения. Т.е. право дополняет данные реальной жизни необходимой долей идеализма".
Идеализация предполагает отвлечение от реальности, "возвышение" над наличным бытием и устремление к совершенству. Но в этом стремлении право должно все-таки выполнить свое основное назначение - стать регулятором реально существующих общественных отношений. Оно должно получить "плоть и кровь", т.е. облечься в социально значимые формы, наполниться конкретным социокультурным содержанием, получить свою долю общественного признания.
Идеальная сущность права исходит из природы самих людей, ими воспроизводится, развивается и на деле осуществляется. Право порождается духовной деятельностью общества и на него направляет свое действие, но реализуется через специальные органы государства, что создает сложную проблему недопонимания обществом политики властей и наоборот. Диалектическое сочетание в праве объективно-общественного и субъективно-духовного составляет дилемму, трудно разрешимую как теоретически, так и практически. Одним из факторов разрешения такой дилеммы является общее осознание сущностных основ права.
Исторически эта проблема в юриспруденции рассматривалась в контексте теории естественного права. Основная идея этой теории заключена в различении естественного и позитивного права. Естественное право при этом рассматривается как более глубокое, основанное на естественном порядке вещей в обществе и природе. Но такое право может быть представлено только в идеальной форме, как воплощение объективных свойств и ценностей "настоящего" права. Естественное право, таким образом, выступает образцом, целью и критерием для оценки позитивного права, созданного людьми, государственной властью. Естественное право, как идеальное, "предписывает", каким должно быть содержание права.
"Писаное, позитивное право, - указывает И.А. Шаповалов, - плод правовой идеологии, ее выражение. Оно отражает видоизмененный идеал и служит способом реализации утопии... Позитивное право - прикладной аспект отражения мифологического правосознания, совокупность должных правил поведения, правил, необходимых для достижения состояния, максимально приближенного к идеалу" .
Представления отечественной науки об идеальной природе права опираются в своих традициях на философско-правовое учение Г. Гегеля. В его философии духа развивается идея о сущности государства и права. Право рассматривается им как одна из форм проявления объективного духа. Для Гегеля естественное право есть единство бытия и долженствования, осуществляемое в конкретном индивидуальном творчестве народного духа, а также философия конкретной положительной нравственности. Естественное право, по Гегелю, имеет задачу познать суть положительного права, чтобы найти в нем проявление объективного разума, идеальную основу положительного права. Естественное право не противопоставляется положительному, а составляет его идеальную сущность, вечную основу и вместе с тем фактор всего исторического развития.
К середине XIX в. идея совершенствования правовой системы как формы согласования государственных, общественных и личных интересов начинает активно разрабатываться российскими философами и теоретиками права. Во многих концепциях представлены новые, самобытные взгляды на интересующий нас вопрос, которые остались актуальными и по нынешний день. Основная особенность философско-правовых теорий этого времени заключается в анализе правовых вопросов через утверждение идеальной сущности права. Это во многом было обусловлено спецификой развития отечественной философско-правовой мысли, сопрягающей в себе традиции глубокого религиозного мировоззрения и новации современной европейской науки. Такое положение определило особое внимание российских ученых к теории естественного права.
Естественное право представлялось в виде системы общих юридических норм, вытекающих из человеческого разума и долженствующих служить мерилом и руководством для положительного законодатель
Список литературы2. Право и общество: от конфликта к консенсусу: Монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова, Р.А. Ромашова. СПб., 2004.
3. История философии права / Под ред. Д.А. Керимова. СПб., 1998
4. Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания // Государство и право. 2005. N 4
5. Манджиев Т.Б. Право как всеобщая форма бытия идеального в обществе // Правоведение. 1997. N 3
6. Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание). Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1990. N 3
7. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1993
8. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы

Похожие работы

  • Курсовая работа
    Реализация права. Аналогии и коллизии в праве

    Реализация права - общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право выступает в качестве высшей социальной ценности, но лишь тогда, когда его принципы и нормы воплощаются в жизнь, реализуются в действиях социального общения. В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

  • Курсовая работа
    Применение гражданского законодательства по аналогии

    В моей данной работе рассматривается тема "Действие источников гражданского права". Формы выражения правовых норм, которые в совокупности образует гражданское право, различны и их принято называть "источники гражданского права". РФ и ГК РФ различают следующие источники отечественного гражданского права: - Гражданское законодательство: Гражданский кодекс РФ (п.

  • Контрольная работа
    Методика сложной аналогии (тест)

    1. Овца - стадо 2. Малина - ягода 3. Море - океан 4. Свет - темнота 5. Отравление - смерть 6. Враг - неприятель 1. Испуг - бегство 1 2 3 4 5 6 2. Физика - наука 1 2 3 4 5 6 3. Правильно - верно 1 2 3 4 5 6 4. Грядка - огород 1 2 3 4 5 6 5.

  • Контрольная работа
    Перспективы и аналогии в понятии человека

    Какие перспективы и аналогии в понятии человека, его психики и человеческого общества, по Вашему мнению, открывают методологические принципы и концепции современного естествознания? Данный вопрос предполагается рассмотреть в рамках соотношения современной естественнонаучной картины мира и Человека.

  • Дипломная работа
    АНАЛОГИИ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

    Аналогия - один из методов научного познания, который широко применяется при изучении физики. В основе аналогии лежит сравнение. Если обнаруживается, что два или более объектов имеют сходные признаки, то делается вывод и о сходстве некоторых других признаков.

  • Контрольная работа
    Перспективы и аналогии в понятии человека, его психики и человеческого общества

    Какие перспективы и аналогии в понятии человека, его психики и человеческого общества, по Вашему мнению, открывают методологические принципы и концепции современного естествознания? Современное человечество живет на грани тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого.

  • Контрольная работа
    Концепция современного естествознания о человекеКакие перспективы и аналогии в понятии человека, его психики и человеческого общества

    Современное человечество живет на грани тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого. Анализ проблем, волнующих человечество, показывает, что одной из важнейших стала проблема взаимодействия природы и общества.

  • Курсовая работа
    Процесс развития вычислительных навыков при использовании приёма аналогии при изучении устного сложения и вычитания натуральных чисел

    Введение 3 I. Психолого- педагогические аспекты развития мыслительных операций 6 1.1. Мыслительные операции 6 1.2. Аналогия, как одна из мыслительных операций 15 II. Методико- математические аспекты 22 2.1. Устные приёмы сложения и вычитания натуральных чисел( в концентре 10, 100, 1000, многозначного числа, именованных чисел) 22 2.

  • Контрольная работа
    Какие перспективы и аналогии в понятии человека, его психики и человеческого общества, по Вашему мнению, открывают методологические принципы и концепции современного естествознания?

    Данный вопрос предполагается рассмотреть в рамках соотношения современной естественнонаучной картины мира и Человека. При смене картины мира пересматриваются основные вопросы мироздания, структура знаний и место науки в жизни общества. Среди естественных наук в течение двух столетий, несомненно, лидировала физика, исследовавшая явления неживой природы, для которых проще построить схему или модель и дать математическое описание.

  • Контрольная работа
    Какие перспективы и аналогии в понятии человека, его психики и человеческого общества, по Вашему мнению, открывают методологические принципы и концепции современного естествознания?

    Данный вопрос предполагается рассмотреть в рамках соотношения современной естественнонаучной картины мира и Человека. При смене картины мира пересматриваются основные вопросы мироздания, структура знаний и место науки в жизни общества. Среди естественных наук в течение двух столетий, несомненно, лидировала физика, исследовавшая явления неживой природы, для которых проще построить схему или модель и дать математическое описание.

  • Контрольная работа
    Пробелы в праве

    Принимая законодательные акты, законодатель зачастую стремится урегу-лировать "все и вся". Однако, как известно, жизнь богаче любой теоретической конструкции. Кроме того, жизнь изменчива. Появляются отношения, которые правом не урегулированы. В таких случаях говорят, что существует пробел в праве (законодательстве), т.

  • Курсовая работа
    Пробелы в праве и судебная практика

    Введение Жизненные обстоятельства разнообразны, а общественные отношения динамичны, и, вероятно, невозможно создать такую систему нормативно-правовых актов, в которой бы не было пробелов. Положение осложняется еще одной причиной. Пробелы в законах выявляются при их реализации, особенно при отправлении правосудия, в то время как решительное восполнение изъяна законодательства можно осуществить лишь актом правотворчества.

  • Контрольная работа
    Теоретическое заданиеУсловные, разделительные, условно-разделительные умозаключения. Индуктивные умозаключения и их виды. Умозаключения по аналогии.

    Введение В обобщенном виде умозаключение можно охарактеризовать как такую мыслительную структуру, в которой из двух или более истинных исходных суждений (называемых посылками), на основании определенной логической связи между ними, формируется новое истинное суждение.