Проблема детализации отдельных норм конституции РФ в федеральных конституционных законах РФ

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
ПРОБЛЕМА ДЕТАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ КОНСТИТУЦИИ РФ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНАХ РФ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23


ВведениеВопрос определения качества закона неразрывно связан с экспертизой его норм, которая в значительной мере помогает отследить недостатки современного законотворчества, обратить внимание законодателя на использование юридических категорий, зафиксированных в тексте Конституции РФ и отображающих современные политические реалии, а также выявить различного рода противоречия и несоответствия между предписаниями федеральных законов, обусловленные наличием или отсутствием межсистемной связи.
Действующая практика законотворчества в его современном виде сложилась в прошлом веке в основном в советское время и во многом строилась на постулатах юридической доктрины. Большой вклад в разработку последней внесли ученые ВНИИ советского законодательства при Министерстве юстиции СССР (ранее Всесоюзного института юридических наук), среди которых были как представители общей теории права, так и отраслевых наук. Фундаментальные труды по законодательной технике и систематизации законодательства не только продвинули далеко вперед советскую юридическую науку, но и помогли проведению таких важных правотворческих работ, как создание Собрания действующего законодательства СССР, Систематического собрания действующего законодательства РСФСР, упорядочение ведомственного нормотворчества и, наконец, обновление актов законодательства путем издания Свода законов СССР, Свода законов РСФСР.
Таким образом, накануне политических и экономических реформ система законодательства России была полностью пересмотрена и систематизирована, разумеется, с формальных юридических позиций.
Это обстоятельство во многом предопределило его значимость в регулировании новых общественных отношений путем использования существующих форм выражения и изложения новых российских норм.
Наряду с ними использовались и старые, традиционные юридические категории - "законодательные акты Российской Федерации", "акты законодательства", "законодательство Российской Федерации", которые формировались для сугубо практических целей прежней правовой системы.
Акты этих категорий во многом рассматривались как информационные источники для широкого круга пользователей. Поскольку в советское время законов издавалось мало, а все основное регулирование осуществлялось с помощью постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и РСФСР, то, скажем, в содержание категории "акты законодательства" согласно правовым теориям входили акты правительства.
На сегодняшний день использование этой категории существенно сужено в связи с действием ст. 10 Конституции РФ о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Подобное нельзя сказать о категории "законодательные акты Российской Федерации" - словосочетание, которое современный законодатель использует довольно часто. Но что под ним понимается? Анализ законотворческой практики дает основание считать, что под нее подпадают все действующие виды законов: закон Российской Федерации, федеральный конституционный и федеральный законы и, видимо, акты палат Федерального Собрания РФ по аналогии с тем содержанием, которое вкладывалось в это понятие Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г. Однако ранее все акты, обозначенные как законодательные, принимались в одном и том же порядке: на совместном заседании двух палат Верховного Совета СССР и РСФСР. Нынешний порядок принятия федеральных законов в Российской Федерации иной, да и постановления палат Федерального Собрания РФ по вопросам, отнесенным ст. 102 и 103 Конституции РФ к их ведению, трудно считать законодательными, так как они относятся к представительным функциям палат парламента и реализующие их постановления силой закона не обладают.
В ряде случаев это словосочетание было использовано в связи с тем, что перечислению (в тексте и наименовании федерального закона) подвергались не только федеральные законы, но и законы Российской Федерации, РСФСР, постановления Верховного Совета СССР, РСФСР и для обозначения всего ряда актов посчитали правомерным его употребление.
Однако необходимо отметить, что наименования многих федеральных законов, подвергшихся экспертизе, неправомерны, так как понятие "законодательные акты Российской Федерации", используемое в них, относится к категории прежней законодательной деятельности (см. ст. 84.11, 102, 167 Конституции Российской Федерации - России 1978 г., с изменениями и дополнениями) и в действующей Конституции Российской Федерации отсутствует. Отсюда следует, что не все элементы правотворческой практики советского времени могут обоснованно применяться. Как ни хороша была теория нормотворчества прошлого, она требует пересмотра и теоретических новелл.
Понятие "законодательство Российской Федерации" также отсутствует в Конституции РФ, но активно используется действующей практикой, особенно при изложении отсылочных предписаний. Примером могут служить отсылочные положения Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Анализ положений отечественной системы законодательства свидетельствует, что данное понятие не имеет единого содержания. Его составляет массив предписаний по предмету деятельности: антимонопольное законодательство, водное законодательство, воздушное законодательство, жилищное законодательство, законодательство в области внутреннего водного транспорта, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и т.п. Поэтому отсылки в целом к законодательству Российской Федерации по изложенным причинам считаем неправомерными.
В настоящее время юридическая наука отстает от потребностей практики и не может являться тем фундаментом, на котором законотворческая практика могла быть сформирована в полной мере. Пока практика идет собственным путем, в определенной мере руководствуясь постановлениями Правительства РФ, касающимися подготовки проектов федеральных законов, и Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, изданными Государственной Думой ФС РФ в 2004 г.
Безусловно, правила юридико-технического оформления и нормативный материал постановлений Правительства РФ способствовали унификации отдельных элементов федеральных законов. Так, например, с их помощью была унифицирована информация об источниках официального опубликования, которая сопровождает почти каждый закон, касающийся изменений ранее изданног
Список литературыСписок литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Н.Е. Егорова. Федеральный закон в системе источников конституционного права //"Журнал российского права", 2008, N 2
3. Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации.- М., 2002
4. Белкин А.Е. Текстуально-правовые конфликты в Конституции Российской Федерации 1993 года и проблемы их преодоления // Пробелы в российской Конституции и возможности ее совершенствования.- М., 1998
5. Хабриева Т.Я. Реформирование Конституции Российской Федерации: возможность и необходимость // "Журнал российского права", 200, N 11
6. Авакьян С.А. Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения // "Конституционное и муниципальное право", 2007, N 8
7. Конюхова И.А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: Курс лекций -. М.; изд. "Норма", 2006

Похожие работы

  • Контрольная работа
    Статья 9 Конституции РФ предусматривает регулирование земельных отношений на основе приоритета публично-правовых норм

    Задание 1 Статья 9 Конституции РФ предусматривает регулирование земельных отношений на основе приоритета публично-правовых норм земельного законодательства, т.е. право частной собственности на землю не должно и не может быть абсолютным правом. Должны ли права частных собственников быть ограничены в интересах общества? Если да, то, каким образом, и в каких пределах? Какая ответственность должна быть установлена для лиц (собственников), использующих природные ресурсы вопреки публичным интересам? Задание 2 Действующее земельное законодательство состоит из большого числа нормативных актов (порой разрозненных и противоречивых), изданных различных субъектами.

  • Контрольная работа
    Особенности получения аудиторских доказательств в отношении отдельных статей отчетности

    1. Соотношение международных стандартов финансовой отчетности и аудита. Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements).

  • Контрольная работа
    Сравнительная характеристика конституционных личных (гражданских) прав и свобод в США и Германии

    Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом. Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится к связям личности только и именно с государством, а не с обществом в целом.

  • Контрольная работа
    Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации

    1. Общие понятия о зависимостях, законах и закономерностях организации. В любой организации имеются управляемые, частично управляемые и неуправляемые процессы. Каждый процесс включает четыре составляющие: o входное воздействие (вход) ; o преобразование входного воздействия (функция 1) ; o результат преобразования входного воздействия (выход) ; o влияние результата на входное воздействие (функция 2) .

  • Контрольная работа
    Преступления против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина (Казахстан)

    Ст. 12 Конституции РК устанавливает, что в нашей стране признаются и гарантиру-ются права и свободы человека. Провозглашенные в разделе 2 Конституции права и свобо-ды человека охраняются нормами всех отраслей права, в том числе и уголовного. Глава 3 УК содержит нормы, предусматривающие ответственность за посягательства на права и свободы человека и гражданина.

  • Курсовая работа
    Характеристика системы законов РФ, а также назначение федеральных и конституционных законов

    Цель работы исследовать характеристику системы законов РФ, а также рассмотреть назначение федеральных и конституционных законов. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

  • Контрольная работа
    Мышление и язык. Понятие о формах и законах мышления.

    Вариант 3. 1. Какие законы логики нарушаются в приведенных текстах "Логика с улыбкой" (из сочинений школьников, анекдотов, комических ситуаций)? 1.1 Хотя у нас покончено с безграмотностью, некоторые граждане еще позволяют себе устраивать драки (из выступления на собрании).

  • Контрольная работа
    Мышление и язык. Понятие о формах и законах мышления. "Знание - сила" - так сказал сам Бэкон тезис

    Вариант 2. 1. Какие законы логики нарушаются в приведенных текстах "Логика с улыбкой" (из сочинений школьников, анекдотов, комических ситуаций)? 1. 1 Судья закоренелому рецидивисту: - Когда же вы, наконец. Исправитесь, гражданин Пупков? - Исправлюсь! Дайте только срок! 2.

  • Реферат
    Классификация конституционных прав и свобод

    Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, от-раженных в нормах всех отраслей действующего права. Нормы конституционного права составляют всего лишь одну, хотя и основополагающую от-расль законодательства. Поэтому конституционное право выполняет специфическую роль в закреп-лении правового статуса человека и гражданина.

  • Контрольная работа
    Основные положения Конституции РСФСР 1937 года. Форма правления в Российской Федерации по Конституции 1993 года. Порядок приостановления деятельности политических партий

    Конституция РСФСР, утвержденная 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов, имела ряд особенностей по структуре и содержанию в сравнении с союзной Конституцией. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР, были более развернутыми главы о компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управления РСФСР.

  • Контрольная работа
    Мышление и язык. Понятие о формах и законах мышления. Задачи

    Вариант 2. 1. Какие законы логики нарушаются в приведенных текстах "Логика с улыбкой" (из сочинений школьников, анекдотов, комических ситуаций)? 1. 1 Судья закоренелому рецидивисту: - Когда же вы, наконец. Исправитесь, гражданин Пупков? - Исправлюсь! Дайте только срок! 2.

  • Курсовая работа
    Мышление и язык. Понятие о формах и законах мышления. (до темы 6)

    Основные законы мышления. Закон тождества имеет логическую форму: А ? А. Логическое содержание: устанавливается тождественность некоторого предмета мысли А самому себе. (Под словом "предмет" будем понимать любой предмет мысли: вещь, явление, свойство, состояние, событие и др.

  • Дипломная работа
    УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ

    Актуальность исследования. Со времени введения в действие Уголовного кодекса РФ прошло более 10 лет. В отличие от прежнего Уголовного кодекса РСФСР нынешний УК заметно прогрессивней и учитывает современный характер и тенденции преступности. В нем нашли отражение как гуманистические начала в отношении лиц, совершивших преступления впервые, при наличии смягчающих обстоятельств, так и жесткое, но на основе принципа справедливости, отношение к лицам, не желающим встать на путь исправления, а также совершающим особо тяжкие преступления при отягчающих обстоятельствах.