Политика США в отношении стран Латинской Америки: факторы формирования и динамика на современном этапе

СодержаниеВведение 3
Глава I. Демократическое начало во внешнеполитической стратегии США. Вопросы внешней политики в период президентства Б. Обамы 6
Глава II. Политика США в отношении стран Латинской Америки: факторы формирования и динамика на современном этапе 18
Заключение 41
Список использованной литературы 44

ВведениеИзучая специфику современных международных отношений, можно сделать вывод о том, что в переживающем период глубокой трансформации мироустройстве существует разделение государств на группы. Одной из них является объединение развитых (и в политическом и в социально-экономическом смысле) государств во главе с Соединенными Штатами Америки, которые, осуществляя свою внешнюю политику в разных точках мира, значительно влияют на глобальную политическую повестку дня.
Актуальность исследования в первую очередь связана с тем, что Соединенные Штаты, занимая лидерские позиции в современной системе международных отношений, безусловно, вынуждены реагировать на появление новых сильных игроков на мировой политической сцене, особенно если последние являются еще и влиятельными соседями по региону и в целом по полушарию. В свою очередь некий установленный международный баланс тем самым подвергается значительным изменениям в силу оспаривания лидерства в мировой политической системе.
Характерной особенностью развития Латинской Америки было постоянное вмешательство в ее дела Соединенных Штатов. Впервые интересы США в этом регионе были сформулированы в "доктрине Монро" (1823), официально провозгласившей намерение противодействовать любым попыткам европейской колониальной экспансии в Западном полушарии. Однако, объявив войну Мексике в 1846 г. и захватив обширные территории, включая Калифорнию, Аризону и Нью-Мексико, американское правительство вряд ли руководствовалось соображениями безопасности соседей. А в результате испано-американской войны (1898) США надолго утвердились на Кубе и Пуэрто-Рико. В 1903 г. при поощрении и поддержке США Панама отделилась от Колумбии, что позволило американцам взять в свои руки строительство, а затем эксплуатацию (вплоть до 1979 г.) Панамского канала. Дальнейшую политику США в регионе изложил президент Теодор Рузвельт (1858-1919) в своей поправке к доктрине Монро. Правительству США предписывалось вмешиваться в любые события на всем американском континенте, где нужно было помочь прийти к власти "хорошему правительству" - якобы для того, чтобы предотвратить вмешательство европейцев (например, в попытке вернуть долги).
Финансовое состояние большинства латиноамериканских стран - независимых от Европы, но попавших в кабалу к Америке - было действительно плачевным, а Поправка Рузвельта развязала американцам руки, позволив им вмешиваться везде, где, по мнению, существовала угроза их интересам. Так, войска США активно "наводили порядок" в Доминиканской республике, Никарагуа, на Гаити и в Мексике вплоть до прихода в Белый дом Франклина Рузвельта в 1932 г., который стал проводить более взвешенную политику, получившую название"политики добрососедства" и повернувшую отношения с южными соседями в русло добровольного и равноправного сотрудничества. Латиноамериканцам эта политика дала возможность пользоваться экономическими и торговыми льготами, а Вашингтону - поправить репутацию.
Литература по рассматриваемой проблеме интересна в первую очередь с точки зрения выявления специфических черт политики США в Латинской Америке. Это как исследования отечественных авторов (Л. Клочковский, В. Сударев), так и зарубежных. Следует отметить, что интеграционные процессы в Латинской Америке и попытки воздействия Соединенных Штатов на регион в целом и на государства по отдельности в значительной степени повлияли на рассматриваемые отношения.
Современным отношениям США со странами Латинской Америки, а также стратегии США по отношению к латиноамериканским странам посвящен ряд работ как американских, так и латиноамериканских исследователей. Особый интерес вызывают труды президента центра Межамериканский диалог, члена Совета по международным отношениям Питера Хакима, занимающегося анализом стратегий Вашингтона в странах Латинской Америки. Одним из основных тезисов автора является утверждение, что растущая экономическая и политическая роль Бразилии приводит к принципиальному изменению конфигурации взаимодействия субъектов в межамериканской политике, несмотря на ограниченное влияние Бразилии в регионе, в частности, в Центральной Америке.
Необходимо отметить, что взаимоотношения США и стран Латинской Америки в рамках региональной и мировой политики вызывают в научно-экспертной среде большой интерес. Латинской Америке и ключевым субъектам региона во внешнеполитической стратегии президента Барака Обамы уделяется явно больше внимания, что приводит к появлению значительного количества исследований и аналитических докладов ведущих научно-исследовательских центров и аналитических институтов. Особенное значение в рамках исследования имеют доклады-исследования и доклады-рекомендации, подготовленные Институтом Брукингс и Советом по международным отношениям.
Целью работы является исследование изменений идеологии внешней политики США по отношению к Латинской Америки в период президентства Барака Обамы.
Задачи исследования:
- проанализировать причины кризиса идеологии внешней политики США, его генезис и этапы развития;
- рассмотреть вопросы внешней политики в период президентства Б. Обамы;
- проанализировать политику США в отношении стран Латинской Америки: факторы формирования и динамика на современном этапе.

Список литературы1. Ананьин О. И. Вашингтонский консенсус: пейзаж после битв / О. И. Ананьин, Р.Г. Хаиткулов, Д. Е. Шестаков // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - N 12. - С. 15-27
2. Бобровников А.В., Давыдов В.М. Восходящие страны-гиганты на мировой сцене XXI века (доклад ИЛА РАН)// Латинская Америка. 2005. № 5
3. Гаджиев К. Демократическое и имперское начало во внешнеполитической стратегии США. Мировая экономика и международные отношения, №8, август, 2007
4. Зевин Л. З. Глобализм и регионализм в контексте экономического роста / Л. З. Зевин / / Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - N 6. - С. 43-53
5. Клочковский Л.Л. Экономический гегемонизм США и Латинская Америка // Латинская Америка. 2005. № 11
6. Костюнина Г. М. Карибское Сообщество: эволюция интеграционных тенденций / Г.М. Костюнина / / Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - N 8. - С. 3-13.
7. Костюнина Г. М. Эволюция концепции формирования общерегиональной зоны свободной торговли в Латинской Америке / Г. М. Костюнина, Н. К. Пронина // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008. - N 7. - С. 11-20
8. Краснояров В. Н. Глобальный кризис и изменение расстановки сил на мирохозяйственной арене : (по материалам "UNCTAD. World Investment Report 2010") / В. Н. Краснояров / / Российский экономический журнал. - 2010. - N 4. - С. 53-65
9. Лапшина И. К. Государственная политика в условиях разделенного правления: теоретические аспекты вопроса / И. К. Лапшина / / История государства и права. - 2010. - N 15. - С. 3-7
10. Орлова А.С. Южноамериканская интеграция: от США к Бразилии // США " Канада: экономика, политика, культура. 2010. № 1.
11. Орлова А.С. Когнитивный анализ стратегии США в отношении Латинской Америки // Вестник МГИМО. 2011. № 2.
12. Перспективы развития стран Латинской Америки и Карибского бассейна в 2010 г. // БИКИ: Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 18/ 3/2010. - N 31. - С. 1, 4
13. Перспективы развития экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна // БИКИ: Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 27/ 5/2010. - N 59. - С. 1, 4
14. Сударев В.П. Взаимосвязь и конфликт интересов: США и Латинская Америка. М., 2000
15. Сударев В.П. Межамериканская система: генезис и эволюция. М., 2008
16. Сударев В.П. США после выборов: перспективы нового латиноамериканского курса // Латинская Америка. 2009. № 7
17. Хилов И.С. "Куба и американский глобализм" // США-Канада: экономика - политика - культура № 2, 2009 г.
18. Хилов И.С. "Блокада Кубы Соединенными Штатами в XXI веке" // Латинская Америка №2, 2009 г.
19. Цветкова А. Политика экономического развития в США: современные тенденции и причины вариаций на уровне штатов / А. Цветкова / / Вопросы экономики. - 2010. - N 9. - С. 133-143
20. Эксперты МВФ о перспективах развития экономики стран Латинской Америки и Карибского бассейна / / БИКИ: Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 20/11/2010. - N 133. - С. 1, 4
21. Bandeira L.A.M. Brazil as a Regional Power and Its Relations with the United States // Latin American Perspectives. 2006. Vol. 33. 12 (http://lap.sagepub.com/cgi/content/abstract/33/3/12
22. Brazil as an Economic Superpower? Understanding Brazil's Changing Role in the Global Economy / Lael Brainard and Leonardo Martinez-Diaz (eds.). The Brookings Institution, 2009
http://www.brookings.edu/press/Books/2009/brazilasaneconomicsuperpower.aspx
23. Brazil and the United States: A New Beginning? The Brookings Institution, 2010 http://www.brookings.edu/opinions/2010/0419_us_brazil_cardenas.aspx
24. Brazil: Latin America's Heavyweight and the U.S.'s Counterweight // Folha de Sao Paulo. December 8, 2009
25. Hakim P. Is Washington Losing Latin America? // Foreign Affaires. January/February 2006. http://www.foreignaffairs.com/articles/61372/peter-hakim/is-washington-losing-latin-america
26. Rethinking U.S.-Latin American Relations: A Hemispheric Partnership For a Turbulent World. The Brookings Institution, 2008 http://www.brookings.edu/reports/2008/1124_latin_america_partnership.aspx
27. Smith J. The U.S. and Latin America: A History of American Diplomacy, 1776-2000. L., 2005
28. Szumski B. Latin America and U.S. Foreign Policy. Opposing Viewpoints. 1998
29. U.S.-Latin America Relations: A New Direction for a New Reality. The Council on Foreign Relations, 2008
http://www.cfr.org/content/publications/attachments/LatinAmerica_TF.pdf