ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПФФК

СодержаниеСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...3
Глава 1. Анализ психологопедагогической литературы по теме исследования ....6
1.1 Проблема мотивации профессиональной деятельности в отечественной и зарубежной психологии.... 6
1.2 Мотивация в профессиональной деятельности педагога. 15
Глава 2. Организация и методы исследования..19 2.1. Организация исследования..19
2.2. Методы исследования....19
2.3. Метод определения удовлетворенности профессией 20
2.4 Математически статистические методы исследования...23
2.5 Обработка данных исследования на ЭВМ24
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение...28
3.1 Сравнительный анализ уровня удовлетворенности избранной профессией студентов очного и заочного отделения 28
Выводы исследования..37
Практические рекомендации по материалам исследования.39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..40 ПРИЛОЖЕНИЕ.43
ВведениеВВЕДЕНИЕ
Мотивация, как ведущий фактор регуляции активности личности ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для педагогики высшей школы. Рассмотрение формирования специалиста в области физической культуры и спорта с позиций мотивации профессиональной деятельности является одной из центральных проблем.
Качество деятельности специалиста определяется уровнем его мастерства, важной составляющей, которой является система профессиональных умений.[3, 9, 13, 24, 27, ] По мнению А.А. Реана успешность формирования системы профессиональных умений во многом зависит от удовлетворенности студента избранной профессией, структуры и силы к мотивации профессиональной деятельности [23]. Удовлетворенность профессией, пишет Н.В Кузьмина это интегративный показатель, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. Низкая удовлетворенность профессией становится причиной текучести кадров и приводит к отрицательным экономическим последствиям, кроме того, от нее зависит и психическое здоровье.
Таким образом, изучение удовлетворенности профессией, ее влияние на процесс профессионального обучения, выявление в этой области определенных закономерностей все это более чем актуальные задачи[23]
Удовлетворенность профессией выступает как система мотивов имеющих определенную иерархию и выражают направленность личности.
Особое значение вопросы мотивации профессиональной деятельности приобретают, когда речь идет о формировании профессиональных навыков и умений студентов заочного отделения Педагогического факультета физической культуры. Поскольку на заочное отделение очень часто поступают люди уже работающие по избранной профессии и имеющие определенный опыт в данном виде профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность откладывает определенный отпечаток на личность человека, проявляющийся, в его отношении к учебному процессу, системе мотивов к профессиональной деятельности. Данное отношение не может быть однозначно положительным и однозначно отрицательным, кто то, пришел учиться ради знаний, а кто то, как сегодня это часто бывает ради получения корочки но в конечном итоге отношение сказывается на качестве профессиональной деятельности. Мотивация, выступая как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности, является одним из факторов посредством которого возможно целенаправленное формирование системы профессиональных знаний, умений и навыков студентов, будущих специалистов в области физической культуры и спорта.
В современной научной литературе имеется множество трудов посвященных изучению проблем мотивации. Среди них работы таких авторов как К.К Платонов, А.Н Леонтьев, В.К Вилюнас, В.И Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов и др.
Рассматривая педагогическую деятельность, проблемы мотивов касались В.К Бабанский Н.В. Кузьмина, А.А Реан, С. И. Розум В.А, Якунин и др. Однако существует очень мало работ посвященных изучению мотивации профессиональной деятельности студентов заочного отделения педагогических факультетов, что делает данную проблему актуальной.
Актуальность данной проблемы усиливается когда речь заходит о такой специфической области как физическая культура, поскольку деятельность учителя физической культуры носит комплексный характер и состоит из различных видов учебной и воспитательной работы, что предъявляет высокие требования к профессионализму специалистов в данной области..

Объект исследования процесс формирования профессиональной готовности студентов заочного отделения ПФФК УдГУ.
Предметом исследования является структура мотивов профессиональной деятельности.
Цель исследования определить структуру наиболее значимых мотивов в профессиональной деятельности и степень удовлетворенности избранной профессией студентов заочного отделения ПФФК УдГУ.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования
2. Определить структуру наиболее значимых профессиональных мотивов определяющих позитивное или негативное отношение к избранной профессии.
3. Провести сравнительный анализ уровня удовлетворенности избранной профессией студентов очного и заочного отделения ПФФК.
Гипотеза исследования индекс удовлетворенности профессией студентов заочного отделении будет иметь более высокое значение, нежели у студентов очного отделения


Теоретическая значимость и научная новизна исследования
Удовлетворенность студентов избранной профессией, факторы, влияющие на формирование удовлетворенности, динамика удовлетворенности от курса к курсу, проблемы профессиональной мотивации, как и отношение студентов к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности и сказываются на общем уровне профессиональной подготовки. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии влияют и различные технологии, стратегии, методы обучения, взаимоотношения и т.д. Результаты данного исследования позволят рассмотреть проблему профессиональной подготовки студентов с обеих выше указанных позиций.



Практическое значение работы
Внедрение результатов работы позволят совершенствовать систему подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Позволяют подойти к проблеме профессиональной подготовки с учетом иерархии мотивов определяющих позитивное и отрицательное отношение к избранной профессии.
Список литературы
Библиографический список

1. Аванесов С.В Тесты в социологическом исследовании. Москва 1989.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания Ленинград. ЛГУ 1968.
3. Акимова А.П. О характере профессиональных умений в деятельности педагогов мастеров // современные психолого педагогические проблемы высшей школы. Ленинград 1973. 187с.
4. Актуальные проблемы физической культуры и спорта студенческой молодежи. Тезисы докладов Республиканской научно практической конференции. Ижевск 2001. 136с.
5. Валеев Т.И. формирование структуры профессиональной мотивации студентов ПФФК УдГУ. Вып. квалиф. работа. Ижевск 2003. 54с.
6. Гага В.А. Новоселова Е.Г. Дальняя мотивация деятельности и современные системы стимулирования. Новосибирск.1983. 112с.
7. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. Москва 1988. 260 с.
8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Ленинград.1988.560с.
9. Елканов С.Б. К проблеме профессионального становления будущего учителя. Становление личности учителя профессионала: проблемы и перспективы. Ставрополь. 1993. с 33-34.
10. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте. Москва 2001.243с.
11. Кондратьева С. В. Учитель ученик. Москва 1984. 80с.
12. Кузьмина Н.В Методы исследования педагогической деятельности. Москва. 1970. 168с.
13. Кузьмина Н.В Очерки психологии труда учителя. Ленинград 1967. 184с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Москва 1977. 304с.
15. Маркова А.К. Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Москва. 1990. 192с.
16. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. Москва . 1984
17. Некрасов В.И. Мотивационные аспекты управленческой деятельности. Метод. указания. Ижевск 1992 36с.
18. Петров П.К Основные требования предъявляемые к выпускным квалификационным работам студентов педагогического факультета физической культуры УдГУ. Метод. пос. Ижевск 2002. 27с.
19. Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности 0022300 физическая культура и спорт. Уч. пос. Ижевск 2000 . 126с.
20. Психологическое сопровождение выбора профессии. Под редакцией Л.М. Митиной. Москва 2003. 184с.
21. Психология и математика. Под редакцией Н.И. Кондакова. Москва 1976. 258с.
22. Психолого - педагогические основы подготовки будущего педагога в университете. Сб. науч. статей под ред. В.И Ткачука. Днепропетровск. 1985. 196с.
23. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Санкт Петербург 2001. 432с.
24. Рогов Е.И Учитель как объект психологического исследования. Москва 1998. 496с.
25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Москва.1946. 704 с.
26. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А. Ядова. Ленинград.1997. 264с.
27. Сластенин В.А. Мищенко А.И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. Сов. педагогика 1991. 10. 79 84с.
28. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. Москва 1976 190с.
29. Статистика. Курс лекций. Под редакцией В.Г. Ионина. Москва 1998. 243с.
30. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Москва. 1961. 536с.
31. Физическая культура в образовательном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург. 1999. 213с.
32. Физическая культура. Научно методический журнал. Изд.1 96. 50с.
33. Философский словарь. Под редакцией И.Т Фролова. Москва 1987. 590с.
34. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Москва. 1986. 337с.

Похожие работы