Народные игры как средство воспитания у детей дошкольного возраста положительного отношения к физкультуре

СодержаниеСОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ........................................................ 5
1.1.Физкультура и гармоничное развитие дошкольника............................. 6
1.2. Игра, как средство физического воспитания дошкольника................ 7
1.3.Русские народные подвижные игры.........................................................11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
2.1.Констатирующий эксперимент................................................................. 12
2.2.Формирующий эксперимент..................................................................... 16
2.3.Контрольный эксперимент....................................................................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.... 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.24
Приложение.
ВведениеВВЕДЕНИЕ.
Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Фундамент здоровья, физического и психического, закладывается в детстве. Достаточно ли прочным будет этот фундамент, зависит целиком от взрослого, от того, как будут воспитываться дети, какие полезные привычки они приобретут. Важно привить детям дошкольного возраста вкус к занятиям физкультурой, потребность в таких занятиях. Сделать это непросто. Физическая культура и спорт - эффективное и действительное средство воспитания духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Решение оздоровительных задач возможно средствами физической культуры. Занятия физическими упражнениями содействуют обогащению нравственного опыта, нравственного поведения. В двигательной деятельности хорошо формируются дружественные отношения, которые учат ребенка вступать в контакт со сверстниками, решать общие задачи, помочь товарищу, несут ответственность перед ровесниками. Играя в подвижную игру или выполняя физические упражнения, тренируются волевые черты характера. Занятия физическими упражнениями формируют эстетику движений, формируют представления о красивом. Красота гармонично развитого тела человека обязательный элемент представлений об эстетических преобразованиях с помощью физического воспитания. Физкультурные занятия дают возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях: подготовке пособий к занятиям, заботе о чистоте и порядке. Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способностей. Нравственные и эстетические качества. Формируется сознательное отношение к своей деятельности. Движения и физические упражнения считаются специфическими средствами физического воспитания. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие. Эффективность решения задач физического воспитания обеспечивает целостность двигательного режима.
Изучением данного вопроса занимались многие ученые физиологи, психологи. П.Ф.Лесгафт - двигательная деятельность, Н.М.Амосов - физическому развитию, Н.М.Шелованов - оздоровлению. Т.И. Осокина - проблемой физического развития дошкольника. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Охрана здоровья детей, его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.п.
Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает малышу физическое развитие.
Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья ребенка, формулируются задачи физического воспитания.
Задачи решаются в каждой возрастной группе, но их содержание меняется в зависимости от психофизиологических возможностей детей. Средствами реализации задач физического воспитания является деятельность детей, игры, а также художественные средства в частности фольклор.
Таким образом, целью нашего исследования является определение возможностей народной игры как средства воспитания у детей дошкольного возраста положительного отношения к физкультуре.
Предмет основные направления ее организации в дошкольном учреждении.
Объект процесс физического воспитания в ДОУ.
Гипотеза предположим, что народные игры как средство физического воспитания способствуют развитию положительного отношения к физкультуре.
Задачи:
проведение анализа литературных источников по исследуемой проблеме;
определение взаимосвязи физического воспитания с возможностями народных традиций;
изучить имеющийся опыт внедрения традиций народной подвижной игры в процесс физического воспитания.
Методы исследования анализ литературы, изучение опыта, наблюдение, диагностическое исследование.
Базой исследования стало ДОУ ............, г. ..........., исследование проводилось с .....................2004 г. по ............................2004г.
Список литературыСписок литературы
1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы "Здоровый дошкольник"// Ж. "Обруч", 1996, 1. - С. 5-6
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.
3. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М, 1953,С- 3-7.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.
5. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики. //Ж. "Дошкольное воспитание." - 1996.- 6,8, 10.
6. Гутникова Л. Спорт + игра = радость. //Ж. "Дошкольное воспитание." - 2001. - 12.
7. Доронова Т. Право на охрану здоровья//Ж "Дошкольное воспитание." - 2001, 9. С.5-8
8. Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Ж "Начальная школа.",2000, 7.
9. Ерофеева Т.И, Современные образовательные программы для дошкольных учреждений//.М, 1999г. С- 170, 99, 2-12.
10. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХ1 века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. - М.: АРКТИ, 2000, С-88.
11. Зелинская.Д. Школа здоровья-М, 1995,т.2. С 2-12
12. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств. - М.:Советский спорт, 1991.
13. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н. Комплексное закаливание в дошкольных учреждениях. Методические рекомендации Минобразования РФ. - Нижний Новгород, 1992.
14. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении//Ж. " Дошкольное воспитание", 1991, 10, с.8.
15. Змановский Ю.Ф., Лукоянов Ю.Е. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Труды 1 Международной научно-практической конференции. /Под ред. Ю.Ф. Змановского.:Дубна, 1992.
16. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.
17. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995.
18. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теогия и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., " Просвещение" 1972 г. С 5-27.
19. Лесгафт.П..Ф. // Руководство по физическому образованию детей дошкольного возраста//. М, 1952, т,2 с-234.
20. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры:Пособие для воспитателей дет.сада/ Под ред. Л.В. Руссковой. М.:Просвещение, 1986.
21. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.С 3-7.
22. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения и подвижные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.
23. Поноиарев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей от 3 до 6 лет) М.: Советский спорт, 1989.
24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. - М.: Академия, 2000.
25. "Типовое положение о дошкольном образовательном учрежденнии" -М, 2001, С-322.
26. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
27. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: "Совершенство", 1998.
28. Щербак А. К гармонии через движение! //Ж "Дошкольное воспитание". - 1998. - 6, 8.
29. Шебенко В.И.// Физическое воспитание дошкольника. М, 1998,с-714.

Похожие работы