Особенности операциональной стороны мыслительной деятельности у детей с нарушением зрения.56

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Основные теоретические направления в исследованиях
процессов мыслительной деятельности. 5
1.1. Становление психологической науки. 5
1.2. Проблема мышления в тифлопсихологии. 10
1.3. Особенности операционально-мыслительной деятельности. 18

Глава II. Исследование мышления слабовидящих школьников при
решении арифметических задач и их практическом выполнении. 26
2.1. Методики констатирующего эксперимента мышления при
слабовидение 26
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента. 30

Глава Ш. Формирование мыслительных процессов. Их важность в
жизни человека. 38

Заключение 40

Список литературы 42

Приложение 44

ВведениеОб историческом прошлом человека, его настоящем написано много! Но все так же велико стремление людей к постижению себя, оценки своей личности. Философы, антропологи, психологи, представители педагогиче-ской науки, деятели литературы и искусства стремятся все глубже исследо-вать и раскрыть сущность человека, понять закономерности жизненного про-явления личности, закономерности в реализации физических и интеллекту-альных возможностей, яснее увидеть перспективы в эпохе. Все эти вопросы в разные годы решались по разному.
В последнее время, когда много внимания уделяется вопросам психо-логии, как в отечественной так и в зарубежной литературе появляется ряд экспериментальных и теоретических работ, анализ которых показывает, что мышление является важнейшим психологическим процессом, при помощи которого человек отражает действительность, со всеми ее связями и отноше-ниями.
Актуальность данной проблемы велика, затруднение решения арифме-тических задач, логическое построение всей работы ведет к большим трудно-стям в учебном процессе, а далее во всей жизни. Работа по данному факту должна проводиться с учетом дефекта. Следовательно нужна коррекционная работа по данной проблеме.
Предметом данной темы является - коррекционно-педагогические ус-ловия развития операциональной стороны мышления. Объектом являются операции мышления у детей с нарушением зрения. Гипотеза заключается в том, что преодоление неполноценно сформированных операций мыслитель-ной деятельности слабовидящих зависит от определенных условий:
- индивидуального подхода;
- успешности психодиагностики;
- развития каждого процесса в отдельности и мышления в целом;
- закрепление полученных результатов в деятельности;
При работе были поставлены задачи:
1. Раскрытие особенностей операционально-мыслительной деятель-ности.
2. Рассмотрение общих и специфических операций мышления.
3. Изучение организации коррекционной работы в специальных школах для слепых и слабовидящих школьников.
4. Определение путей и условий усовершенствования коррекцион-ной работы по формированию математических представлений.
В своем исследование я хотела подтвердить, что мышление не страдает от дефекта зрения, если нет органических поражений. Но существует задержка развития, которая с возрастом, с обогащением личностного опыта приходит в норму. Отсюда выбор данной возрастной группы - дети младшего школьного возраста и среднего школьного возраста. Выбор сделан из расчета на то, что можно было бы видеть как возрас-тные показатели меняют уровень мышления слабовидящих при реше-нии арифметических задач и их практического выполнения. В диплом-ной работе использовались такие методы:
1. Анализ литературы.
2. Обобщение педагогического опыта (работа по данной проблеме, сбор информации, обобщение ее).
3. Наблюдение (проводится на протяжении всей коррекционной рабо-ты, начинается до нее).
4. Эксперимент.
Дипломная работа состоит из 3 глав в которых приводится анализ ис-следований зарубежных и отечественных психологов, дается описание организации, проведения и результатов констатирующего эксперимен-та. Работа заканчивается выводами по проведенному исследованию.
Список литературы1. Андрианов А.И., Волкова Н.А. "Лучшие психологические тесты", Петразаводск, издательство "Петроком" 1992г.
2. Ананьев Б.Г. "О проблемах современного человека", Москва, 1977г.
3. Божович Л.И. "Этапы формирования личностного опыта", "Вопро-сы психологии" №4 1978г.
4. Выготский Л.С. "Слепой ребенок", собрание сочинений, т.5, Москва 1983г
5. Гиппенпейтер Ю.Б., Вилюнаса В.К. "Психология эмоций", тесты, Москва, 1984г.
6. Грановская Р.М. "Элементы практической психологии", Санкт-Петербург, 1997г.
7. Грегори Р.М. "Глаз и мозг", Москва, 1970г.
8. Дебольский Н.Г. "Лекции по психологии", Москва, 1986г.
9. Егорова Т.В., Розанова Т.В. "Развитие наглядно-образного мышле-ния у аномальных детей", Дефектология №4, 1975г.
10. Ждан А.Н. "История психологии: от античности до наших дней", Москва, 1990г.
11. Занков Л.В. "Дидактика и жизнь", Москва, 1968г.
12. Земцова М.И. "Учителю о детях с нарушением зрения", Москва, 1973г.
13. Зотов А.И. "Актуальные вопросы изучения личности слепых и сла-бовидящих детей", Москва, 1977г.
14. Земцова М.И. "Особенности познавательной деятельности слепых", Ленинград, 1961г.
15. Зейгарник Б.В. "Патапсихология", Москва, 1976г.
16. Коваленко Б.И., Коваленко Б.П. "Тифлопедагогика", Москва, 1962г.
17. Костючек Н.С. "Представление, мышление у учащихся 1-3 кл. шко-ла слепых и слабовидящих", "Известия АПН РСФСР", Москва, 1959г.
18. Крогнус А.А. "Психология слепых и ее значение для общей психо-логии и педагогики", Ленинград, 1926г.
19. Литвак А.Г. "Очерки психологии слепых и слабовидящих", Ленин-град, 1972г.
20. Короленко Ц.П., Фролов Г.Ф. "Вселенная внутри тебя", "Наука" сибирского отделения, Новосибирск, 1979г.
21. Литвак А.Г. "Тифлопсихология", Москва, "Просвещение", 1985г.
22. Леонтьев А.Н. "Деятельность, сознание, личность", Москва, 1975г.
23. Майерс Д. "Социальная психология", Санкт-Петербург, 1997г.
24. Назарова Т.П. "Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников", "Дифектология" №2, 1972г.
25. Назарова Т.П. "Мыслительная деятельность при слабовидение у младших школьников, при решении арифметических задач", авто-реферат, кандидатская диссертация, Москва, 1975г.
26. Научно-исследовательский институт дифектологической академии науки СССР, "Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье", Москва, 1979г.
27. "Обучение и воспитание ребенка с нарушением зрения", Москва, 1978г.
28. "Опыт системного исследования психики ребенка", Москва, 1975г.
29. "Психология мышления", Москва, 1965г.
30. "Психология особенности слепых и слабовидящих школьников", РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов, Ленинград, 1981г.
31. "Психология особенности слепых и слабовидящих школьников", РГПУ им. А.И. Герцена, сборник научных трудов, Ленинград, 1980г.
32. РГПУ им А.И. Герцена, "Тифлопсихология и тифлопедагогика", Ленинград, 1970г.
33. Солнцева Л.И. "Особенности развития слепого ребенка дошкольно-го возраста", сборник - "Вопросы активатизации обучения слепых", Москва, 1978г.
34. Секей Л. "Знание и мышление", Москва 1965г.
35. Соколов А.Н. "Внутренняя речь и мышление", Москва, 1968г.
36. Тихомиров О.К. "Структура мыслительной деятельности человека", Москва, 1969г.
37. Урунтаева Г.А. "Практикум по детской психологии", Москва, "Просвещение", 1995г.
38. Фресс П., Пиаже Ж. "Экспериментальная психология" вып. 5, моск-ва 1975г.
39. Херош С.М. "Обучение слепых дошкольников опосредованной оценки различных свойств предметов", Москва, 1976г.
40. Чистович Л.А. "Речь. Артикуляция и воспитание", Москва, 1965г.
41. Якобсон П.М. "Эмоциональная жизнь школьника"
42. Ярошевский М.Г. "Краткий курс истории психологии", Москва, 1995г.