Коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста

СодержаниеВведение 3
Глава I. Теоретические вопросы особенностей наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 5
1.1. Понятие "мышление" в научной литературе 5
1.2. Характеристика процесса мышления у дошкольников (норма) 10
1.3. Закономерности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 15
1.4. Возможности развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 20
Выводы по главе I 25
Глава II. Коррекционная работа по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 26
2.1. Методики изучения наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 26
2.2. Комплекс игр по развитию наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста 31
Выводы по главе II 36
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 44

ВведениеВ познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, B.C.Мухина, Н.Н.Поддьяков и др.). Уровень развития наглядно-образного мышления, достигаемый в дошкольном возрасте, имеет существенное значение для всей последующей жизни человека. Наглядно-образное мышление, являясь психологическим новообразованием старшего дошкольного возраста, служит основным вкладом, который дошкольное детство вносит в общий процесс психического развития. Степень сформированности наглядно-образного мышления во многом определяет успешность дальнейшего обучения ребенка в школе и обусловливает готовность к развитию словесно-логического мышления.
Обзор литературы по данному вопросу показывает, что, хотя развитие мышления детей с нарушениями слуха подчиняется общим законам развития детского мышления и проходит те же этапы, оно имеет и значительные особенности. Эти особенности обусловлены более медленным и своеобразным развитием речи у глухих и слабослышащих детей из-за недостатка слуха, что проявляется даже в условиях специального обучения. У детей данной категории формирование мыслительных операций задерживается уже в дошкольном возрасте. В школьный период это отставание становится еще более заметным.
У глухих и слабослышащих детей наблюдается замедленный переход с одной стадии развития мышления на другую. Если обратиться к познавательной деятельности глухих в целом, то необходимо будет отметить несоразмерность роли словесно-логического и наглядно-образного мышления в пользу последнего. У слабослышащих детей тоже происходит задержка в развитии мышления.
Исследования отечественных психологов показывают, что развитие мышления у глухих и слабослышащих детей отстает от уровня их слышащих сверстников и имеет ряд особенностей: более позднее формирование всех стадий мышления, увеличение разрыва в развитии наглядно-образного и особенно словесно-логического мышления по сравнению со слышащими сверстниками, склонность мыслить по шаблону при решении задач различного вида, отставание в развитии мыслительных операций и др.
Тем не менее, вопросы формирования наглядно-образного мышления слабослышащих детей с нарушенным слухом рассматривались в отечественной сурдопсихологии недостаточно. Поэтому многие вопросы формирования наглядно-образного у школьников данной категории остаются неизученными.
Объект исследования - наглядно-образное мышление слабослышащих детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста.
Цель исследования - определить комплекс психолого-педагогических условий развития наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование и развитие наглядно-образного мышления слабослышащих детей дошкольного возраста будет эффективным при наличии следующих психолого-педагогических условий: своевременная диагностика мышления дошкольников и организация игр и занятий по развитию наглядно-образного мышления.
Задачи работы:
1. Изучить особенности формирования наглядно-образного мышления в норме и у детей с нарушениями слуха.
2. Рассмотреть методики диагностики наглядно-образного мышления в норме и у детей с нарушениями слуха и пути его развития.
Список литературы1. Алов В.В., Алова М.И. Малыш не слышит! - СПб., 1992.
2. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М., 1990.
3. Басова А.Г., Егоров С.Ф. Историк сурдопедагогики. - М., 1984.
4. Бертынъ Г.П., Розанова Т.В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. - 1993. - №4.
5. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
6. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - М., 1988.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова; Авт. коммент. М.А.Степанова. - М., 1995.
8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение до школьников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
9. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. - 1998. - №3.
10. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие / Сост. Н.Д.Шматко. - М., 1997.
11. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. - М., 1992.
12. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (1-4-й классы 2-го отделения). - М., 1976.
13. Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
14. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
15. Клинико-психологическое исследование глухих детей со сложным дефектом / Под ред. М.С.Певзнер, Т.В.Розановой. - М., 1980.
16. Книга для учителя школы слабослышащих: К истории изучения и обучения слабослышащих; Обучение математике; Развитие общебиологических умений, развитие восприятий речи на слух; Ознакомление с окружающим миром: Обучение позднооглохших учащихся и учащихся вспомогательных классов / Под ред. И.М.Гилевич, К.Б.Комарова,Г.Коровина, Л.И.Тиграновой. - Краснодар, 1998.
17. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся. - М., 1991.
18. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. - 1994. - №6.
19. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
20. Леонгард Э.И. Неслышашие дети в мире слышащих // Особый ребенок: Исследования и опыт помощи / Под ред. АА.Цыганок. - М., 1998.
21. Леонгард Э.И. Основные принципы работы по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников // Дефектология. - 1977. - №6.
22. Леонгард Э.И. Реальность и перспективы жизни детей с нарушенным слухом // Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью: Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции 24-28 марта 1997 г. - М., 1998. - Вып. 1.
23. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. - М., 1991.
24. Леонгард Э.И., Самсонова К.Г. Иванова Е.И. Я не хочу молчать! - М., 1990.
25. Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. - 1996. - №1.
26. Малофеев Н.Н. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Международного семинара. - СПб., 1996.
27. Миронова Э.В., Шматко Н.Д. Интеграция детей с нарушенным слухом в дошкольные учреждения общего типа // Дефектология. - 1995. - №4.
28. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
29. Назарова Н.М. Сурдопедагог: История, современные проблемы профессиональной подготовки. - М., 1992.
30. Никитина М.И Социализация детей с недостатками слуха в условиях учебно-воспитательной работы школы-интерната // Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса. - СПб., 1997.
31. Носкова Л.П. Характеристика деятельности учителя-дефектолога в дошкольном учреждении для детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993.
32. Певзнер М.С., Бертынъ Г.П., Донская Н.Ю. Клинико-психологическое изучение учащихся вспомогательных классов для школ слабослышащих детей // Дефектология. - 1979. - №3.
33. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах: Инструктивно-методическое письмо. - М., 1990.
34. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. - М.: ВЛАДОС, 2003.
35. Психология глухих детей / Под ред. И.М.Соловьева. - М., 1971.
36. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье: Методические рекомендации для родителей / Под ред. Э.ИЛеонгард. - М., 1985.
37. Развитие способностей глухих детей в процессе обучения / Под ред. Т.В.Розановой. - М., 1991.
38. Рау Ф.Ф. Устная речь глухих. - М., 1973.
39. Розанова Т.В. Принципы психологической диагностики отклонений в развитии детей // Дефектология. - 1995. - №1.
40. Руленкова Л.И. Обучение и реабилитация детей с нарушением слуха с использованием верботонального метода // Инновации в российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. - М., 1999.
41. Социализация детей с недостатками слуха средствами учебно-воспитательного процесса / Под ред. Л.А.Аслановой, М.И.Никитиной. - СПб., 1997.
42. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М.Назаровой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.
43. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.В.Андреева, К.А.Волкова, Т.А.Григорьева и др.; Под ред. М.И.Никитиной. - М. Просвещение, 1989.
44. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. ед. учеб. заведений; под ред. Е.Г.Речицкой. - М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2004.
45. Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. - М., 1978.
46. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит... - М., 1995.
47. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой. - М., 1993.
48. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Пер. с нем. Л.Н.Родченко, Н.М.Назаровой. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.