Нестандартные формы уроков как средство развития интереса к учебной деятельности56

СодержаниеВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ 5
1.1. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА 5
2.2. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ 9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ И ПРАКТИКА ИЗ ПРИМЕНЕНИЯ В ШКОЛЕ 18
2.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ 18
2.2. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ 21
2.3. ДРУГИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ 34
УРОК-ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ 39
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ 43


ВведениеОриентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.
Поскольку в школе 85-95% учебного времени учащиеся проводят на уроке, он считается основной формой организации учебного процесса.
Нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
По определению И.П. Подласова, нестандартный урок - это "импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру".
В учебном пособии И.П. Подласого "Педагогика" выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки-деловые игры, уроки-игры, уроки-ролевые игры, уроки-игры "Поле-чудес"и т.д. Они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа, во всяком случае близки к друг другу. При этом нетрадиционность этих уроков весьма сомнительна, т.к. урок-игра известен очень давно.
Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.
Цель работы: описать нестандартные формы уроков как средство развития интереса к учебной деятельности.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
- описать сущность, цели и задачи урока;
- раскрыть структуру и привести типологию уроков;
- раскрыть понятие и виды нестандартных уроков;
- привести пример практики проведения нестандартных уроков;
- обозначить другие формы обучения в современной школе.
Структурно работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Нестандартные формы уроков описывают различные ученые, среди которых следует отметить таких как Бабкина Н.В., Бибко Н.С., Горбунова Е., Губанова О.В., Левкина И.С., Короткова М.В., Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Людкевич Н., Машинистова В.А., Модылевская Г.И., Николаева Л.С., Лесных Л.И., Савинова С.В., Юрьев А.В. и др.
Список литературы1. Анализ современного урока. Практ. пособие для учителей, преподавателей. - Воронеж, Учитель, 2003. - 224 с.
2. Бабинский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998. № 4.
4. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок // Начальная школа. 1996. № 9.
5. Горбунова Е. Урок-игра по сказкам А.Платонова в 5-м классе. "Литература" (еженедельное приложение к газете "Первое сентября"). 1999., № 35(314).
6. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. - 130 с.
7. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. 1997. № 6.
8. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы) - М.: Высшая школа, 1978. - с. 171-200.
9. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс. Избр. пед. соч./ Под ред. А.М. Арсеньева - М., 1989.
10. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу отечественной и зарубежной истории ХХ века (11 класс): Пособие для учителей. - М.: ЦГО, 1999.-127 с.
11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Учитель", 2001.
12. Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практич. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 2001. - 176 с.
13. Литвинов А. Космическое пространство урока. //Народное образование. 1996., № 2, с. 84- 87.
14. Людкевич Н. Урок-семинар по сказке П. П. Ершова "Конек-горбунок". //"Литература" (еженедельное приложение к газете "Первое сентября", 2001, № 19 ( 394).
15. Махмутов М.И. Современный урок: Вопросы теории. - М.: Педагогика, 1981.
16. Машинистова В.А. Урок-игра "Крестики-нолики". Биология 1998, №5, с.2-3.
17. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения // Начальная школа. 1997. № 5.
18. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. //Специалист. 1992., № 2, с.5-6.
19. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986.
20. Педагогика школы: Учеб. пособие / Под ред. проф. И.Т. Огородникова. - М.: Просвещение, 1978.
21. Пидкасистый П.И., Хайдаров "Технология игры в обучении и развитии". - М.: Педагогика, 1989.
22. Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. - М., 2001. - 84 с.
23. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1984.
24. Спиваковская А.С. Игра-это серьёзно. - М.: Педагогика, 1981.
25. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики. Под общей редакцией доктора пед. наук, проф. С.М. Годника. - Воронеж., 1998.
26. Юрьев А.В. Игровая методика уроков. //Физика в школе. 1994, № 2, с.33-34.