Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте6

СодержаниеВведение 3
Глава 1. Проблема мотивации детей младшего школьного возраста 5
1.1. Типология мотивации и особенности ее формирования 5
1.2. Специфика развития мотивов учения у младших школьников 11
1.3. Пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте 16
Выводы по главе 1……………………………………………………………….23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивацию учебной деятельности в младшем школьном возрасте 24
2.1. Методики исследования 24
2.2. Результаты экспериментального исследования 26
Выводы по главе 2……………………………………………………………….32
Заключение 33
Литература 34
Приложения 36
ВведениеАктуальность исследования. Современный уровень развития российского общества выдвигает новые требования к активности личности. Прежде всего, должна быть востребована активность многоплановая: трудовая, познавательная, социальная, духовная. Активность помогает личности конструктивно действовать в разработке жизненной стратегии и тактики поведения, в общении и взаимодействии, в разрешении познавательных ситуаций.
При реформировании школы рекомендуется обратить особое внимание на развитие склонностей, способностей каждого школьника. Это возможно, прежде всего, при воспитании познавательной активности учащихся, самой глубокой и бескорыстной, обогащающей духовный мир личности. Поэтому именно с начальной школы одним из главных направлений должно стать воспитание познавательной активности учащихся.
Особое, самоопределяющее условие развития личности - активность есть свойство, порождаемое потребностями, включающее устойчивый познавательный интерес и направленное на преобразование окружающей действительности, поэтому активность, естественно, входит в современную концепцию личности.
Один из наименее изученных возрастных периодов, с точки зрения личностного развития, - младший школьный возраст. Специфика мотивационной сферы младших школьников отражена в работах 40-80-ых годов ХХ века: Л.И. Божович и ее сотрудников, М.В. Матюхиной и др. Поскольку с изменением социально-экономических условий и ценностей, принятых в обществе, изменяется и мотивация на разных возрастных этапах, представляется значимым изучение мотивов современных детей, обучающихся в начальных классах.
В младшем школьном возрасте, социальной ситуацией развития в котором является ситуация обучения - наиболее интенсивно развиваются учебные мотивы. Поэтому актуальным мы считаем обращение к следующей теме: Формирование мотивов учения школьников.
Объект исследования: мотивация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: мотивы учения школьников и их формирование.
Цель исследования: изучить мотивы учения младших школьников и их формирование. Для реализации поставленной цели необходимо решить комплекс задач:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
2. рассмотреть типологию мотивации и особенности ее формирования;
3. рассмотреть специфику развития мотивов учения и пути формирования учебных мотивов в младшем школьном возрасте.
В процессе работы над темой использовались следующие методы исследования: анализ, синтез и интерпретация, тестирование.
Данная работа имеет традиционную структуру. Она содержит Введение, Основную часть, Заключение и Список использованной литературы.
Список литературы1. Бариляк И.А. Особенности мотивации учебной деятельности детей школьного возраста, обучающихся в новых социально-экономических условиях, СПб, 2007
2. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972
3. Вилюнас В. Психологические механизмы мотивации человека. М. : Изд-во МГУ, 1990
4. Гани С.В. Развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. М., 2009
5. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. СПб : Речь, 2008
6. Ермолин А.В. Структура мотива и ее представленность в сознании человека. Киров : ВГПУ, 2000
7. Занюк С.С. Психология мотивации : теория и практика мотивирования. Киев : Эльга-Н : Ника-Центр, 2001
8. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев.: Высшая школа, 2007
9. Катаев В.И. Изучение и формирование мотивационной сферы личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Орехово-Зуево : Орехово-Зуев. пед. ин-т, 1992
10. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М. : Наука, 1988
11. Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002
12. Мельникова Н. В. Мотивация детского поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Шадринск : Исеть, 2003
13. Савченко Н.В. Развитие мотивации учения в начальной школе. СПб. : Лада, 2008
14. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль " Направленность". К.: Миллениум, 2004
15. Чаркова М.Н. Мотивация как фактор когнитивного развития личности. Абакан : Изд-во ХБИ, 2001
16. Шактамаева Д.Г. Педагогические условия развития положительной мотивации к учению у младших школьников. Автореферат кандидатской диссертации по психологии. Якутск, 2007