Модель деятельности преподавателя-андрагога6

СодержаниеВведение 2
Глава 1.Ключевое понятие андрагогического подхода 6
1.1.Андрагогика в российском образовании 6
1.2. Определение статуса андрагогики в современной науке 10
1.3.Андрагогическая модель обучения как одно из производных понятий андрагогического подхода 12
Глава 2. Модель деятельности преподавателя-андрагога 15
2.1.Определение понятия "андрагогическая подготовка" 15
2.2. Принципы андрагогического подхода в модели деятельности преподавателей-андрагогов 18
2.3.Методы андрагогического подхода 21
2.4.Взрослый обучающийся и преподаватель-андрагог как субъекты андрагогического взаимодействия 23
Заключение 30
Список литературы 32

ВведениеАктуальность. В начале XXI в. образование понимается как общечеловеческая ценность, тогда как одним из наиболее ценных качеств личности признается образованность, идеалом которой в современном мире становится человек, противостоящий разрушающим личность тенденциям техногенной цивилизации (Е.В.Бондаревская; В.М.Розин). Роль образования в жизни общества осознается как часть культуры: без образования нет общества (В.П.Борисенков).
На рубеже ХХ и ХХI веков особую важность для России приобретает образование взрослых (Б.М.Бим-Бад, А.А.Вербицкий, С.Г.Вершловский, И.А.Колесникова, С.И.Змеев, В.И.Подобед, В.В.Горшкова, Г.С.Сухобская, Е.П.Тонконогая, А.Е.Марон, Т.Г.Браже, Л.М.Сухорукова, М.Т.Громкова, Э.М.Никитин, А.П.Ситник, З.Н.Сафина, Т.Н.Ломтева, А.М.Митина, Т.А.Василькова, Р.М.Шерайзина и др.).
Необходимость образования взрослых сегодня обусловлена не только динамикой социального и научно-технического прогресса, переменами в содержании и характере труда и общественной деятельности людей, увеличением свободного времени и возможностей его рационального использования. Поворот к образованию взрослых в нашей стране вызван также запросами рынка труда, главными требованиями которого к специалисту становятся компетентность и профессионализм. Это обстоятельство привело к возникновению у многих потребности в переподготовке и получении новых навыков, так как специалисты массовых профессий неконкурентоспособны из-за своей недостаточной подготовки.
Социальная роль образования взрослых проявляется в содействии развитию общества и одновременно развитию личности. Оно получило дальнейшее развитие в связи с мировым финансовым кризисом и необходимостью переподготовки и обучения безработных, инвалидов, уволенных в запас военнослужащих и других категорий населения. Важность образования взрослых осознается широкими слоями общественности, видными политиками, учеными, общественностью как фактор реализации устойчивого развития общества (Д.С.Ермаков, В.И.Подобед).
В настоящее время известны три концепции педагогической науки. Первая определяет педагогику как междисциплинарную область; вторая - как прикладную дисциплину; третья - как относительно самостоятельную научную дисциплину. Мы разделяем точку зрения, согласно которой педагогика понимается как "единственная наука об образовании" (В.В.Краевский, Е.В.Бережнова). Педагогика может самостоятельно добывать новые знания о человеке (А.Я.Данилюк). Однако известны исследования, утверждающие, что сегодня предметная область комплекса наук об образовании значительно шире, чем педагогика, что позволяет сторонникам этой позиции предложить другой термин для обозначения данной предметной области - "Педагогические науки", или "Теория образования", или "Эдукология".
Название "Агогика" носит теория и практика совершенствования человека, его способностей, познаний и искусства счастливой жизни в процессе и результате образования, воспитания и обучения. "Антропагогикой" С.И.Змеевым предлагается назвать "единую науку об образовании человека".
То есть актуальными вопросам методологии педагогики являются понимание, определение, разработка основных методологических категорий, таких как парадигма, принципы, подход, метод, концепция, теория и др.
В первой декаде XXI в. наблюдается усиление значимости образования взрослых в России. По мнению С.И.Змеева образование взрослых требует не только соответствующей теории и практики обучения, но и специально подготовленных кадров преподавателей, тьюторов и т.п.. Реализация указанных требований возможна на основе применения андрагогического подхода, ориентированного на целостность, системность, субъект-субъектные взаимодействия, синергетическую методологию.
Изучение отечественной и зарубежной литературы свидетельствует об отсутствии целостного описания андрагогического подхода. С одной стороны, в отечественной практике образования взрослых выделено "главное отличие" андрагогического подхода как осознание субъектом учения своих потребностей, удовлетворяемых в сфере образования, и сознательная активность, деятельность по их удовлетворению.
Разрабатывается интегрированный синергетико-андрагогический подход к проектированию образовательных программ (З.Н.Сафина, Р.М.Шерайзина). Сформулированы основополагающие посылки андрагогического подхода, который опирается на социальные и психофизиологические особенности взрослого обучающегося и упоминается по отношению к процессу обучения (С.И.Змеев).
Андрагогический подход находит отражение в диссертационных исследованиях Л.В.Линевич, С.А.Филина, Л.В.Глазыриной. Работа Л.В.Линевич посвящена андрагогическому подходу к обучению студентов в вузе, который рассматривается с точки зрения эффективной реализации возрастных возможностей студентов в становлении индивидуальности и личности специалиста. Автор выделяет условия реализации андрагогического подхода в вузе, дополняет андрагогические принципы, сформулированные С.И.Змеевым. Л.В.Глазырина исследует андрагогический подход к развитию образовательной активности педагога в процессе повышения квалификации. В работе в частности исследуются формы, методы, средства и способы организации учебного процесса, соответствующие андрагогическому подходу. В исследовании С.А.Филина андрагогический подход применяется к построению системы профессионального обучения персонала предприятия. В перечисленных работах андрагогический подход рассматривается с точки зрения создания оптимальных условий для реализации образовательного процесса применительно к взрослым. Однако ни в одном исследовании не анализируется андрагогический подход как методологическая категория педагогики.
Объектом исследования: преподаватель-андрагог.
является методология педагогики.
Предметом исследования является андрагогический подход в педагогике.
Цель исследования - Рассмотрение модели деятельности преподавателя-андрагога
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
1. обосновать статус андрагогики как отрасли педагогики на основе анализа ее сущности как ключевого понятия андрагогического подхода;
2. выявить совокупность основных и производных понятий андрагогического подхода;
3. сформулировать совокупность андрагогических принципов обучения, преподавания и учения;
4. выделить основной метод андрагогического подхода из совокупности методов обучения взрослых;
5. обосновать андрагогический подход как категорию методологии педагогики в контексте гуманистической парадигмы образования;
6. обобщить отечественный и зарубежный эмпирический материал андрагогической деятельности и рассмотреть теоретическую модель деятельности преподавателя-андрагога.
Основной метод исследования, использованный в данной работе - теоретический анализ литературы, диссертационных работ, статей и монографий.
Список литературы1. Вершинина В.В. Андрагогические аспекты деятельности специалистов детского приюта //Социальный работник как андрагог.- СПб.; Иркутск, 2001.-С.213-217.
2. Вершловский А.В. Становление андрагогики как науки и как учебного предмета//Методист.-2002.-№2.-С.17-19.
3. Вершловский С.Г. От педагогики к андрагогике//Университетский вестник.- СПб.,2002.-Вып.1.-С.33-36.
4. Габдуллина Н.Н.Центр образования молодежи - новый вид образовательного учреждения//Школа.-2000.-№1.-С.22-23.
5. Голуб Л.В. Формирование региональной системы непрерывного профессионального образования //Педагогика.-2001.-№3.-С.48-52.
6. Добринская Е. Образование взрослых: преемственность и развитие: Краткий обзор материалов научн. конф. "Образование взрослых в современной России: приоритеты и ценности, провед. в Институте образования взрослых РАО, Москва, декабрь 2000 г.//Педагогика.-2001.-№7.-С.107-110.
7. Добринская Е. Образование взрослых: преемственность и развитие//Педагогика.-2001.-№7.-С.107-110.
8. Елизарова Е.Н. Концептуальные основы формирования законодательства в сфере образования взрослых в странах СНГ//Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития.- СПб.,2002.-С.30-34.
9. Законодательство в сфере образования взрослых: проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практического семинара ,14 дек. 2001 г.- СПб.: ИОВ РАО, 2002.-52с.
10. Змеев С.И.Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей.- М.: Флинта; Наука,1999.-152с.
11. Змеев С.И. Наука ХХI века: Андрагогика//Высшее образование в России.-1998.-№2.-С.76-79.
12. Змеев, С. И. Андрогог - новая профессия / С.И. Змеев // Мир образования. - 1996. - N 5. - С. 28-30
13. Змеев С.И. Образование взрослых в России и в мире//Педагогика.-1999.-№6.-С.106-108.
14. Змеев С.И. Андрогогика: теоретические основы обучения взрослых. /С.И.Змеев: Ин-т общего образов. - М.: ИОО МО РФ.1999. -215 с.
15. Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагогика в образовании взрослых: Монография.- М.,2000.
16. Колесникова И.А. Основы андрагогики.-М.: Академия,2003.-240с.
17. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994. -223 с.
18. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996.
19. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 1988.
20. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., 1996.
21. Ковалева Т.М.. Практики тьюторства. / Сборник научных трудов IV Всероссийской тьюторской конференции. Томск, 2000.
22. Кукуев, А.И. Андрагогическая подготовка педагогов в системе вузовского и постдипломного образования в контексте стратегии развития российского образования в ХХI веке. / А.И. Кукуев // Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография. Коллектив авторов. Под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону: Из-во "Булат", 2007. - С.349-407.
23. Кукуев, А.И. Андрагогический подход в образовании взрослых./А.И. Кукуев //Монография. Ростов-на-Дону. Из-во "Булат", 2008. - 175 с. - 11 п.л. (Лауреат конкурса на лучшую научную книгу 2008 года, проводимого Фондом развития отечественного образования).
24. Кукуев, А.И. Проблема статуса андрагогики в отечественной науке. /А.И. Кукуев // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: Монография. Коллектив авторов. Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора Е.В. Коротаевой. - книга 4. - Новосибирск: ЦРНС - Изд-во "Сибпринт", 2009. - С. 236-255.
25. Кукуев, А.И. Андрагогический подход в педагогике. / А.И. Кукуев // Монография. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - 328 с. - 19 п.л.
26. Кукуев, А.И. Андрагогический подход как базовая методологическая категория образования взрослых. / А.И. Кукуев // Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки.-№8.- 2009. - С 42-49. - 0, 6 п. л.
27. Подобед В.И. Системные проблемы формирования образования взрослых: образовательные услуги, функции, технологии обучения.-СПб.: ИОВ РАО,2000.-119с.
28. Подобед В.И., Горшкова В.В. Образование взрослых: методологический аспект//Педагогика.-2003.-№7.-С.30-37.
29. Рабочая книга андрагога /Под ред. С.Г. Вершловского. - СПб.: Знание, 1998.-197с.
30. Розин В. Основные требования к концепции образования взрослых//Новые знания.-2000.-№3.-С.1-3.